“Ромео и Джульетта” на новый лад: Константин Богомолов представил публике свою новую работу

24 октября 2021 19:58
Ромео и Джульетта. Балет. С благодарностью Сергею Прокофьеву за великую музыку и Уильяму Шекспиру за фабулу и действующих лиц. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича Данченко произвёл на свет нечто, что только публика современная и не слишком искушенная в состоянии воспринять, оценить, а кто-нибудь даже и одобрить.

Так и должно было быть, поскольку хореограф — Максим Севагин, немного старше Ромео, ставить по старинке не стал бы, у него и нет еще этой старинки. А режиссер Константин Богомолов, характеристика которого заключена, собственно, в его имени. Классиков Богомолов и раньше боялся не больше, чем черт благовоний. И эта его отвага проявилась с новой силой. Теперь в балете.

За "Ромео и Джульетту" Прокофьева Константин Богомолов взялся с размахом. Лишил шекспировскую трагедию романтического флера, перенес действие из средневековой Вероны в некий современный Золотой город, где правит олигарх Капулетти. Клан Монтекки остался за скобками. Тибальт стал любовником матери Джульетты, а Ромео сел в тюрьму. Богомолов считает, такой сюжет сделает балет созвучным современному миру.

Константин Богомолов, режиссер: "Нам показалось важным, отталкиваясь от сюжета и либретто сочинить свою историю, которая позволит по-другому взглянуть на этот сюжет. Я бы точно так же поступил в драматическом театре с этим сюжетом".

Руководитель балетной труппы театра Станиславского Лоран Илер долго думал, кто бы мог поставить "Ромео и Джульетту", и решил предложить проект молодому солисту балета Максиму Севагину, который уже зарекомендовал себя как хореограф-постановщик. Севагин оказался таким же разрушителем традиций, как и Богомолов.

Максим Севагин, хореограф: "Мы по каждому номеру по спектаклю переделывали всех персонажей. Все с нуля. Переделывали все образы, все мотивы, всю концепцию этого произведения вместе".

Лоран Илер, худрук балетной труппы: "Химия случилась между хореографом и режиссером. Получилось настоящее высказывание. В мире, где существует много версий этого классического балета, нам хотелось рискнуть и предложить что-то другое".

В этой постановке разрушены все балетные клише, но партитура Прокофьева осталась неприкосновенной. Следить за развитием событий на сцене помогают титры.

Ромео возвращается из тюрьмы с желанием отомстить за покойную сестру, которая работала на фабрике у Капулетти, но, встретив Джульетту, отказывается от мести. Евгений Жуков методом проб и ошибок пытался выстроить своего персонажа так, чтобы тот кардинально отличался от классического Ромео, был более "обозленным и свободным".

Евгений Жуков: "Ну что-то легло, что-то, наверное, нет. Вот я сам по себе такое, внешне немножко груб, но внутри я все таки сентиментален".

Для танцовщиков было не просто переключиться с классики на современную постановку. Жанна Губанова танцевала Джульетту в версии Юрия Григоровича. Здесь она начинала всё с чистого листа.

Жанна Губанова: "Создавать что-то новое всегда сложно, а тебе пришлось создавать абсолютно новый образ. Нужно было принять, что Джульетта не такая как раньше, что она, дерзкая, что она современная девушка".

Особо трепетным приверженцам классики лучше воздержаться от нового прочтения "Ромео и Джульетты". Подобный спектакль по силам тем, кто любит эксперименты. Но тот, кто досмотрит до конца, будет удивлен финалом, где герои делают выбор не в пользу смерти, а в пользу жизни — жизни без любви.