Глобальное потепление и климат Земли

Мировые лидеры не спешат спасать планету от потепления

01 ноября 2021 21:49
Саммит в Глазго начался с разгула стихии. Из-за дождей и сильного ветра было нарушено железнодорожное сообщение, и многие участники форума застряли в Лондоне, потому что на вокзалах один за другими отменяли и переносили поезда.

Обезвредить бомбу как Джеймс Бонд – призвал сегодня участников Климатического саммита в Глазго британский премьер Борис Джонсон. Он сравнил состояние окружающей среды с таймером, отсчитывающим время до взрыва. Но собравшиеся в Шотландии лидеры 200 государств со спасением планеты спешить не стали. Почему саммит, от которого ждали прорыва, грозит обернуться провалом.

Саммит в Глазго начался с разгула стихии. Из-за дождей и сильного ветра было нарушено железнодорожное сообщение, и многие участники форума застряли в Лондоне, потому что на вокзалах один за другими отменяли и переносили поезда. Многие сочли это еще одним предупреждением природы о последствиях изменения климата.

- Надеюсь, тот факт, что нас здесь так много, докажет политикам, принимающим решения, что мы наблюдаем за ними, и мы оказываем на них давление. Нам нужно, чтобы они активизировались.

Но добравшихся до Глазго встречало вполне рукотворное препятствие – длинная очередь на пункте досмотра, чтобы попасть на территорию конференции, приходилось около часа ждать.

Организаторы форума подготовили тревожное видео разрушений и катастроф, чтобы произвести на мировых лидеров должное впечатление. В международном научном сообществе доминирует точка зрения, что это последствия глобального потепления. Ученые убеждают, что это еще цветочки по сравнению с тем, что в итоге произойдет.

- Сжигание ископаемого топлива, разрушение природы, подход к промышленности, строительству и обучению, выбросы углерода в атмосферу – мы уже в беде. Не так ли подходит к концу наша история – рассказ о самых умных существах, обреченных на слишком человеческую черту – неспособность увидеть более широкую картину в погоне за краткосрочными целями?

Собравшиеся в зале политики смотрели с интересом, хотя прилетевший последним Джо Байден нет-нет, да и смыкал сонные глаза. Неясно, на какие жертвы готовы пойти нынешние лидеры. Влиятельные и богатые участники конференции добирались до Глазго на своих аэробусах, изрядно подкоптив небо. За сутки здесь приземлилось около 400 частных суперджетов. На саммите не скупились и на слова. Премьер-министр Джонсон сравнил текущий момент с тикающим часовым механизмом бомбы, которую должен обезвредить Джеймс Бонд.

"Сегодня, мои дорогие мировые лидеры, мы оказались в той же ситуации, что и Джеймс Бонд. Только теперь это не фильм. Мы говорим о том, что случится на планете в 2050-м и 2060-м. Я хочу дожить до этого времени. Мне тогда будет 94, даже если я уже не буду премьером, хотя, кто знает. Может быть, мы не ощущаем себя Джеймсами Бондами, и необязательно, чтобы мы выглядели как он, но у нас есть возможность обезвредить бомбу", – заявил премьер Великобритании Борис Джонсон.

Джонсон хотел использовать саммит в Шотландии, чтобы сверкнуть в качестве хозяина на международной сцене. Но представление пока не задалось.

Из-за ситуации с коронавирусом в Глазго не приехали лидеры Китая и России. Президент Турции Эрдоган неожиданно развернул свой самолёт и вместо Шотландии отправился из Рима домой, даже не объяснив причины своего отказа от участия в конференции.

Украинского президента Зеленского Джонсон встречать не стал, отправив вместо себя министра. Модератор с трудом назвала имя и фамилию украинского президента. Но Зеленский все равно говорил о своём, связывая глобальное потепление с угрозой со стороны России.

"Полуостров Крым. С уникальной флорой и фауной стал военно-морской базой Российской Федерации", – сказал Владимир Зеленский, президент Украины.

У многих из собравшихся здесь – сложные отношения. Журналисты ловили Макрона, который впервые ступил на британскую землю после конфликта с Джонсоном из-за рыбы в проливе. В Глазго они встретились как два заядлых рыбака, что-то оживленно обсуждая и жестикулируя. По дороге Макрон успел назвать вруном австралийского премьера, отказавшегося покупать французские субмарины. В такой атмосфере собрать обещанные бедным странам 100 миллиардов вряд ли удастся.

"Наши торговые соглашения не должны противоречить тому, какие обязательства мы берем на себя в сфере борьбы против климатических изменений", – сказал Эммануэль Макрон, президент Франции.

"Перед нами важнейший вопрос. Воспользуемся ли мы огромной возможность, которая у нас есть, или же мы обречем будущие поколения на страдания? Это десятилетие даст ответ", – поддержал Джо Байден, президент США.

Заявленная цель – добиться нулевых выбросов к середине столетия. Считается, что это позволит сократить рост температуры до полутора градусов по сравнению с так называемым доиндустриальным периодом. Нынешнее десятилетие называют критическим, но пока выбросы парниковых газов глобально только растут. По данным ООН, к 2030 году они могут увеличиться на 16 процентов.

- У нас критическая ситуация с климатом, с обществом и с миром!

В Шотландию потянулись гражданские активисты. Грета Тунберг возглавляет процесс. За девушкой из Норвегии гоняются поклонники, полицейские и журналисты. С Тунберг встречаются политики, она охотно раздает советы.

- Вы знаете, что эко-активисты, к примеру, блокируют дороги. Многие скажут, что такие вещи отторгают людей.

- Хочу прояснить, я думаю, иногда нужно злить некоторых людей, если никто из-за этого не пострадает. Вот, например, школьное забастовочное движение никогда не выросло бы до такой степени, если бы не было конфликтов, если бы некоторые люди не отвалили.

Протестующие в Глазго ведут себя мирно, но полиция здесь работает с большим усердием, проверяя на подступах к саммиту едва ли не каждый метр, опасаясь террористических атак.

Мировые лидеры проведут в Глазго два дня и, обменявшись речами и встретившись на полях, разъедутся, оставив за делегациями разбираться с нерешенными до конца проблемами. Подмоченной петардой называет этот саммит английская пресса, предупреждая о том, что феерических решений от него не следует ждать. Большинство стран сейчас больше обеспокоены последствиями выхода из пандемии и кризисом в энергетике.