К 300-летию провозглашения Российской империи Малый театр подготовил спектакль "Пётр I"

02 ноября 2021 10:28
В основе спектакля, премьера которого состоится сегодня, произведения Дмитрия Мережковского.

2 ноября исполняется 300 лет со дня провозглашения Российской империи. К этой дате Малый театр подготовил спектакль "Пётр Первый". Премьера – сегодня вечером. Мария Трофимова продолжит.

В основе спектакля – произведения Дмитрия Мережковского. В них исторические факты сочетаются с литературным вымыслом. Романтизированный образ царя близок режиссеру Владимиру Драгунову, историку по первому образованию.

"Мне кажется, что и молодым это будет интересно, и тем, кто знает историю, и тем, кто, наверное, он должен почувствовать главное у Петра – и это есть и у Алексея, просто они очень разные, – это любовь к свое стране...", – рассказал режиссер Владимир Драгунов.

Что важнее благополучие России или личное счастье? Этот спектакль – о трагическом противостоянии между Петром и его сыном Алексеем. Не завоеватель по натуре, он не поддерживал петровские реформы, осуждал правление отца и хотел свергнуть его с трона. Для Станислава Сошникова образ царевича, скорее, собирательный – всех несостоявшихся правителей России. "Недоправивших, недовысказавшихся царей – Петра III, Павла I, царевича Алексея самого. Реальный соперник Петра, с которым он боролся не силой, а пытаясь его переубедить, а когда переубедить у него не вышло, все закончилось так, как закончилось, мне кажется так", – поделился актер Станислав Сошников.

Петр I – одна из самых неоднозначных фигур в российской истории. Величайший реформатор, у Мережковского он – герой страдающий и понимающий, что безумно одинок. Работая над этой ролью, Андрей Чубченко отталкивался от внутреннего сходства. Пытался увидеть в Петре живого человека со своей правдой. "В нашем представлении всё равно существует "Россия молодая", Петр I – повелитель морей, окно прорубил в Европу, некие штампы восприятия. Вот мы должны Петра увидеть, что он такой весь сумасшедший яростный – это все есть, это все присутствует, – но прежде всего центр этой постановки – это сын и отец, и предательство сына", – считает заслуженный артист России Андрей Чубченко.

Декорация к спектаклю была придумана в период реконструкции Малого театра, когда зрительный зал был в строительных лесах. На сцене – строящийся корабль как символ России петровского времени.