Более 300 произведений Михаила Врубеля – в новой экспозиции Третьяковской галереи
Новая Третьяковка знакомит публику с творчеством Михаила Врубеля. Выставка представляет более 300 работ художника, опередившего свое время. Генеральный спонсор – банк ВТБ. Анна Аппалонова подробнее.
Подобной выставки Михаила Врубеля в Москве не было с 56-го года – чтобы были собраны картины из частных собраний и множества музеев, в том числе – Русского и Третьяковки, в чьих коллекциях и находится большая часть работ этого художника. Благодаря подобному воссоединению, появился зал с тремя "Демонами", и это больше не повторится – даже когда выставку привезут в Санкт-Петербург.
В русском музее демонов будет не три, как в этом зале, а два, потому что “сидящий” в Петербург не поедет. Он настолько хрупкий, что думали даже, он не доедет сюда – в Третьяковку на Крымском валу. Но, реставраторы разрешили, и из главного здания картину выносили осторожно, “буквально на руках”.
Эта выставка огромна – занимает три этажа, более 200 графических рисунков и 100 живописных полотен. Поражает и восхищает каждого.
Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: “Лично я обязательно сюда вернусь, потому что это нужно рассматривать, к этому хочется возвращаться, окунаться в эту атмосферу, большое – большое удовольствие”.
Павел Каплевич, художник: “Как с цветом обходится Врубель – я и Ротко там чувствую, и Кандинского чувствую. Мне кажется, это такая закладка на весь XX век, а может быть гораздо и дальше”.
Выставку готовили 3 года, хотели сделать ее неординарной, чтобы стереть или обновить привычное представление о Врубеле. Отбросить то, что было принято говорить о художнике в советское время. Работой "Гадалка" выставку предполагали открыть, но решили, что она слишком драматична, особенно для тех, кто верит в предсказания.
Аркадий Ипполитов, куратор выставки: “Врубелевское творчество – это некое пророчество, как своей личной судьбы, так и судьбы последующего столетия. И здесь среди карт, которые повернуты к нам, точно угадывается туз пик, часто называемой картой смерти”.
Туз пик выброшен зрителю, Врубель вообще ощущал себя пророком. Большое полотно так и называется, но большим оно стало только здесь – это разрезанный холст, нижняя половина которого хранится в Русском музее. Даму в лиловом художник написал поверх старого холста, не счищая и не записывая своего "Пророка". Еще один записанный холст здесь – "Архангел Серафим".
Ирина Шуманова, куратор выставки: “Внизу этой картины – мы не знаем, счищено или действительно лежит другое изображение. Эту загадку нам еще предстоит решить. У Врубеля много загадок. Есть переписанные картины, есть утерянные произведения и я думаю, что мы еще много-много лет будем постигать его творчество”.
"Архангел Серафим" – последняя живописная работа Врубеля, а портрет поэта "Брюсова " – считается вообще последней, потом художник ослеп. Последние годы он провел в психиатрической лечебнице, почти вся графика – оттуда. Окружавшие его обыденные вещи – простым карандашом. Красок ему тогда не давали, боялись, что съест – Врубель был подвержен суициду. Подкосила его смерть годовалого сына.
Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: “Когда ты вглядывался в эти работы, вчитывался в его собственные тексты, в свидетельства современников, перед тобой открывалось фигура настолько сложная, масштабная, трагическая, что просто родилось невероятное желание этим поделиться”.
Некоторые работы недавно вернулись из Парижа – в том числе, портрет "Брюсова" и "Сирень" – их отправляли на выставку коллекции Морозовых. Там они пробыли всего три недели, потому что единственным условием было – успеть к открытию в Третьяковке. Без этих работ рассказ был бы неполным.