В рамках гастрольного проекта "Поехали" показали спектакль "Кодекс курильщика"
Гастрольный проект "Поехали" Центра имени Мейерхольда поддерживает независимые театры из разных регионов России. Постановку "Кодекс курильщика" в Москву привёз коллектив из Нижнего Новгорода. О спектакле, который затрагивает болезненные темы общества, расскажет Алия Шарифуллина.
Их называют новыми "передвижниками". Независимые коллективы создают альтернативную историю театрального искусства. Ломают стереотипы, нарушают каноны. От любви – к свободе и творчеству. Сама суть независимых театров – в гибкости и подвижности. И гастроли здесь неотъемлемая часть. Новый проект "Поехали!" собрал 8 команд и отправил в тур по городам России.
"Страшная цифра – 4 % населения страны имеют доступ к культуре, в силу самых разных ограничений. А уж независимый театр – странный, необычный театр, синоним которого "развитие" или "эксперимент", такой театр доступен очень узкому кругу. Задача проекта "Поехали!" сделать этот театр видимым", – объяснила арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская.
"Кодекс Курильщика" – самый смелый и шокирующий спектакль в репертуаре Центра театрального мастерства из Нижнего Новгорода. Постановка Ивана Комарова по пьесе Константина Стешика во-многом определила направление этого театра. Экспериментальные формы, темы, о которых не все решаются заговорить, провокационные тексты, выбивающие зрителей из удобных кресел.
"В течение года писали отзывы, люди не принимали спектакль, а вот через год стал аншлаговым и самым популярным. Нужно было времени пройти, чтобы наш зритель, очень консервативный зритель мог понять и принять новое веяние", – отметил актёр, директор и художественный руководитель Центра театрального мастерства Евгений Пыхтин.
Здесь много ненормативной лексики, странных и страшных диалогов. Неудобно, стыдно, больно будет всем. "Кодекс курильщика" – спектакль-исследование страсти общества к насилию. История о людях, в чьем "кодексе" всего пара правил, для которых нет никаких нравственных устоев. Главный герой Матвей – городской каратель. Он подражает персонажам фильмов Балабанова, Кубрика, братьев Коэн. Его насилие флегматичное, лишенное всякой логики, и от этого еще страшнее.
"Он преследует всех и убивает всех, его никто не может остановить. Просто такой Суперзлодей, которому как Супермэну все доступно. Когда ты ничего не можешь, но у тебя оказывается в руках средство воздействия, это оружие, пистолет, то появляется такая корона и возникает мнение, что все доступно", – рассказал актер Константин Кибардин.
Бытовые истории в жанре "карнавального триллера", чтобы почти будничная жестокость не уничтожила зрителя, режиссер спектакля предлагает "игровой формат". Выбеленные лица-маски – словно ожившие картинки из комикса.
"Темы очень сложные, ситуации описаны страшные, если говорить впрямую – в зрителей это попадет слишком сильно, и будет очень сильное отторжение, либо он не поймет зачем это надо. Когда мы в это немножко играем, это дает нам возможность посмотреть на это со стороны. И вот за счет этого у людей что-то откликается", – заявила актриса Анна Сильчук.
Справедливость не восторжествует. Насилие обернется на самого насильника, но, как показывают нам и драматург, и режиссер, продуктивного в этом мало. Клин не вышибается клином. На фоне бесконечного шума телевизоров, в самых обычных квартирах, на самых обычных улицах продолжает разыгрываться чья-то судьба. Дом за домом, город за городом. Одинаковые окна, а за ними – одинаковые мы.