В столице готовятся к открытию Первого международного фестиваля архивных фильмов

03 ноября 2021 20:34
В основную программу войдет отреставрированная версия картины "Долгая счастливая жизнь".

В столице готовятся к открытию Первого международного фестиваля архивных фильмов. В основную программу войдет отреставрированная версия картины "Долгая счастливая жизнь". О единственной режиссерской работе Геннадия Шпаликова – Станислав Анисимов.

Эта проходка на фоне стройки – то немногое, что осталось от первоначального замысла дебютного фильма Геннадия Шпаликова. Это должна была быть история двадцатилетней молодой крановщицы Нади Климоновой. Шпаликов говорил, что сюжет основан на ее дневнике, который он якобы читал лично.

"Где-то полгода спустя Шпаликов предоставил сценарий, который был совсем о другом, диаметрально противоположный, не история о подвиге, а история о какой-то странной, даже не то, что несчастной, а просто о неосуществившейся любви. И настроение этого сценария было противоположно оптимизму этой заявки", – пояснила редактор-составитель книги "Долгая счастливая жизнь. Инструкция для начинающих" Наталья Рябчикова.

Из заявки в фильм перешли фрагментарность и нелинейность повествования, действительно важные для Шпаликова. По просьбе Художественного совета он был вынужден несколько раз переделывать сценарий. Уточнять детали сюжета и характеры. От Шпаликова требовали рассказ о душевном богатстве и душевной бедности, а у него получились тоска и пессимизм.

Несмотря на множество изменений, окончательный вариант "Долгой и счастливой жизни" все равно вызвал резкое отторжение и неприятие у классика советского кино Фридриха Эрмлера.

"Эрмлер не понимал, как можно тратить народные деньги на такую пустяковую вещь, в которой нет никакого идейного посыла, в которой нет ничего, что отразило социалистический процесс, коммунистические идеи, идеалы, которые были ему близки", – отметил редактор-составитель книги "Долгая счастливая жизнь. Инструкция для начинающих" Станислав Дединский.

И все же, разрешив постановку "Долгой счастливой жизни" Шпаликову, по факту дебютанту без профильного образования, "Ленфильм" решил перестраховаться. Весной 1965 года кинорежиссер Сергей Герасимов согласился стать художественным руководителем будущего фильма. Впрочем, он мало участвовал в производстве, сохранился лишь благожелательный отзыв на режиссерский вариант сценария и указание на экономию бюджета на сумму 300 рублей.

В Госфильмофонде хранятся материалы о работе над лентой. Шпаликов нередко высказывал недовольство тем, как его сценариями распоряжаются профессиональные режиссеры. Но став главной фигурой на съемочной площадке, он, по собственному признанию, остался без сценариста.

Приходилось подгонять сценарий под сложившиеся обстоятельства, а на них режиссер-дебютант никак не мог повлиять.

"Вряд ли он мог бы сказать, какой оптикой надо пользоваться, каким звуком. Нет! А вот какое-то поэтическое ощущение того, что происходит. И поэтому жизнь в кадре возникала достаточно естественно, он не требовал определенного доведения до совершенства", – пояснил режиссер Юлий Файт.

"Долгая счастливая жизнь" получила главный приз "Золотой щит" на Первом Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо. Сегодня он экспонат музея кино. Геннадий Шпаликов сам на церемонии не присутствовал, но как это часто бывало, с удовольствием рассказывал о том, как она прошла... с его участием.