Музей современной истории подготовил выставку к 300-летию Синодального хора
История Синодального хора – это история русской духовной музыки. Начинается с XIV-XV веков, со знаменного пения, которое записывали крюками. Именно такими написал свои стихиры Иван Грозный. Предметы и документы из 15 музеев и архивов страны рассказывают о предшественниках Синодального хора и о нем самом.
"Уже в 1551 году на Стоглавом соборе обсуждаются вопросы подготовки церковных певчих. Уже говорится о церковной певческой школе. И тема музыкального образования прослеживается сквозь всю нашу выставку", – рассказала председатель Наблюдательного совета "Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества" Анна Громова.
Своего расцвета Синодальный хор достиг к концу XIX века. Он сотрудничал с Чайковским, Рахманиновым, Кастальским, Чесноковым. Вот партитуры произведений, написанных для хора. Это была творческая лаборатория, где обращались к отечественному наследию церковного пения. Так, например, Александр Кастальский расшифровывал крюки знаменного пения. А в 1909 году так называемые парады хористов – их одежды – были выполнены в древнерусском стиле по эскизам Виктора Васнецова. В экспозиции все документы и предметы оригинальные. 160 экспонатов представил Российский национальный музей музыки.
"Фисгармония, которую представил Национальный музей музыки и которая занимает одно из центральных мест на этой выставке, принадлежала Сергею Васильевичу Рахманинову. Это фисгармония, на которой он играл, из его дома, и я могу сказать, что этот инструмент никогда не покидал стены музея", – сообщил генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
В декабре 1918-го Синодальный хор был упразднен. Но на его основе была открыта Народная хоровая академия – предшественница кафедры хорового дирижирования Московской консерватории. Благодаря бывшим регентам традиции хора сохранились. Несмотря на борьбу с религией, традиции продолжали существовать в Елоховском соборе, в Троице-Сергиевой Лавре, в Московском храме Иконы Всех скорбящих радость на Большой Ордынке, где хор возглавлял Николай Васильевич Матвеев. Нынешний руководитель Синодального хора Алексей Пузаков считает Матвеева своим наставником.
"С тех пор моя жизнь связана с храмом на Большой Ордынке, где и сегодня поет основной состав Московского Синодального хора. И богослужения многие я выстраиваю, неся в памяти то наследие, которое я воспринял в середине 80-х годов прошлого века", – поделился дирижер и художественный руководитель Московского Синодального хора Алексей Пузаков.
Сейчас в хоре три ступени – детский состав, молодежный и взрослый. Коллектив невероятно популярен как в России, так и за рубежом. На вопрос "Почему?" Алексей Пузаков отвечает: "Эта музыка помогает услышать неслыханное и увидеть незримое".