Януш Юзефович: "Большой мюзикл" даст телезрителям полное представление об этом жанре
Сегодня об опыте участия в проекте рассказывает один из членов жюри Януш Юзефович, чей мюзикл "Метро" открыл новую страницу истории этого жанра. Он также известен своими постановками "Пола Негри", "Иствикские ведьмы", "Ромео и Джульетта". Чем уникален "Большой мюзикл" и почему этот проект обязательно стоит посмотреть — читайте в нашем интервью.
— Януш, откуда вы так хорошо знаете русский?
Януш Юзефович: Я поставил столько спектаклей в России! Я уже более 20 лет я связан с вашей страной. Здесь у меня много друзей и партнеров. Сейчас мы не так часто видимся, но всегда на связи.
— На телеканале "Россия-Культура" уже есть "Большой джаз", "Большой балет", "Большая опера" и теперь начался "Большой мюзикл". Кто-то считает, что это больше эстрадный жанр. А по вашему мнению, насколько это подходит именно под формат "Культуры"?
Я. Ю.: Идеально подходит. В каждом театральном жанре бывают интересные события и настоящее театральное искусство. Независимо от того, мюзикл это или опера, или драматический театр. Кому-то близка музыка, а кто-то любит живопись или кино. Я думаю, независимо от жанра, есть искусство хорошее, а есть не очень. И в жанре мюзикла есть абсолютно фантастические спектакли, взять хотя бы работы Эндрю Ллойд Уэббера, Тима Райса, Фреда Эбба и многих-многих других. Поэтому вполне естественно, что "Большой мюзикл" пришел на "Россию-Культура".
— Вы, наверное, как никто другой, можете дать четкое определение этому жанру. Так что же такое мюзикл и в чем его отличие от оперетты?
Я. Ю.: Мюзикл — это синтез музыкального, драматического театров и балета. Жанр оперетты остановился в своем развитии одно или даже два столетия назад. И мюзикл, хоть он и близок оперетте и иной раз опере — явление современности. Мюзиклы пишут и ставят современные авторы, опираясь на современные приемы театрального и музыкального театров и хореографии.
— У вас уже был опыт участия в конкурсах, когда вы оценивали артистов?
Я. Ю.: Вся моя жизнь из этого состоит! Я провожу кастинги практически для каждого своего проекта, поэтому часто оцениваю людей. За свою карьеру я пересмотрел, наверное, несколько тысяч кандидатов. В Америке, Европе и в России.
— По каким критериям оцениваете участников?
Я. Ю.: Естественно, важны профессиональные качества: вокал, танец, актерское мастерство. Без этого никуда. Но в то же время я слушаю интуицию, она в нашей профессии важна. Иногда смотришь на человека, и видно, что он, может, не до конца готов профессионально, но ты чувствуешь в нем потенциал. И тогда я думаю, ну давай поработаем, может, что-то интересное получится. Когда мы проводили первые кастинги в России для мюзикла "Метро" в конце 90-х, многие кандидаты вообще не понимали, что это за жанр и что они должны показать. Люди приходили и пели русские народные песни! И вот тогда была очень важна интуиция, я видел много интересных артистов. Но так было только в начале развития мюзикла в России, сейчас ситуация совсем другая. Мюзиклы популярны, и артисты, приходящие на кастинг, прекрасно понимают, чего от них хотят. И сейчас их уровень в России очень высокий, вполне сопоставимый с артистами из Европы или Америки.
— Что скажете об участниках проекта "Большой мюзикл"? Все они уже заняты в тех или иных постановках в разных театрах.
Я. Ю.: Да, хоть я и упомянул про то, что артисты профессиональные, но мюзикл уникален тем, что в этом жанре нужно постоянно развиваться, постоянно работать. И даже если кому-то кажется, что он суперпрофи, он уже много где занят и выступает, все равно надо работать дальше, постоянно, независимо от опыта, от того, сколько лет ты на сцене. Ты должен, как спортсмен, трудиться каждый день. Да, наши участники просто замечательные, но каждому есть что делать дальше, куда расти. У кого-то лучше вокал, у кого-то хореография, и каждому можно дать совет, где еще можно совершенствоваться. Это специфика мюзикла.
— Кто-то из артистов особенно запомнился или поразил?
Я. Ю.: Пока не буду говорить. Они все очень разные. Они демонстрировали себя в разных жанрах. Поэтому все зависит от эстетики — кто-то себя лучше в одном чувствует, кто-то в другом.
— Какие жанры можно выделить в мюзикле?
Я. Ю.: Например, мюзиклы Уэббера близки оперному жанру. Для него нужны определенные вокальные данные, а для рок-оперы важно совсем другое — манера пения. Поэтому зависит от того, в каком жанре лучше проявляется тот или иной кандидат. В идеале артист мюзикла должен чувствовать себя свободно в любом жанре. Есть такие, кто легко переключается между оперным и рок-пением — это универсалы, есть те, кто лучше себя чувствует в определенной эстетике. Под каждый свой проект я ищу людей с определенными данными. Но "Большой мюзикл" охватил все жанры, каждая программа отличается от другой.
— В проекте использовались уже известные номера?
Я. Ю.: Да, у нас там есть номера из известных мюзиклов, но они никогда не копируют оригинал. Была проведена просто поразительная работа режиссеров и сценаристов, хореографов, костюмеров. Даже знакомые каждому номера были созданы в другой интерпретации, некоторые особенно интересны и удивительны. Были номера, которые содержали в себе так называемые цитаты из уже классических мюзиклов. Это также проявилось и в костюмах, и в декорациях. Я могу сказать, что "Большой мюзикл" дает полное представление, каким разным может быть мюзикл, и передает всю красоту жанра.
— Были ли номера из ваших спектаклей?
Я. Ю.: Да, одна участница пела композицию из "Метро". Песня, которую она выбрала — самая сложная в этом спектакле. Надо не просто уметь петь, но и быть в очень хорошей форме, там требуется огромный диапазон. Я помню, как пела эту песню Теона Дольникова, и сравниться с ней нелегко.
— Как строилась ваша работа с жюри, ваши решения были единогласными или были споры?
Я. Ю.: Были моменты, когда мы практически видели одно и то же и ставили похожие оценки. Но были и другие ситуации, потому что каждый из нас оценивал увиденное со своей точки зрения, и мнения были совсем противоположные — удивительно, что можно так по-разному понимать то, что было на сцене.
— Не жалко ли было расставаться с участниками?
Я. Ю.: Я их до проекта не знал, не работал с ними, и мне было полегче, чем остальным членам жюри – ведь некоторые артисты были им знакомы. Но правила есть правила. Это жестко, но это часть нашей профессии. Ты приходишь на кастинг и, бывает, тебе нужно три человека, а ты нашел пять подходящих. И двум надо сказать "спасибо, до свидания", и это бывает нелегко. Надо выбрать лучших из лучших. Понимаете, в чем суть: в этом жанре невозможно спрятаться за хор, музыкантов или подтанцовку — все недостатки сразу видны на сцене. Ничего не спрячешь.
— В каждом номере, кроме основного участника, было много других исполнителей...
Я. Ю.: Да, в мюзикле важно окружение: подтанцовка, бэк-вокал, оркестр на сцене. Все это было в проекте, это было сделано профессионально. Вся команда великолепно работала, зрители это увидят в шоу.
— Какие впечатления у вас остались после съемок?
Я. Ю.: Проект, конечно очень сильный, работать было приятно. Мы не теряли времени, каждый этап был отработан профессионально. Единственное, что было нелегко — это все правила, связанные с коронавирусом, постоянные тесты. Я же приезжал из Польши в Россию, но каждый раз приезжал с удовольствием и в предвкушении. Думаю, что зритель после просмотра поймет, что мюзикл — это огромный труд, что огромное количество сил вложено в этот проект. Это со стороны выглядит легко и празднично, но сколько усилий стоит за этим! Серьезнейшее дело.
— Что было с мюзиклами во время пандемии? Чем вы занимались?
Я. Ю.: На первую часть вопроса отвечу так: к сожалению, ничего – как и с другими спектаклями и концертами по всему миру. А я, сейчас во время пандемии, снимал фильмы по своим спектаклям. И теперь мы работаем над монтажом. Думаю, что мое будущее — это музыкальное кино. Иду по пути моих мастеров — Боб Фосс начинал с театра и пришел в кино, Джером Роббинс тоже самое. Жизнь спектакля в театре конечна, а кино практически вечно. Я хотел бы записать некоторые мои спектакли. Интересно, как публика их примет.
Не пропустите новый выпуск проекта "Большой мюзикл" на телеканале "Россия-Культура" 20 ноября в 20:00.
Беседовала Дженнет Арльт