Запад втихаря хоронит "минские соглашения"
Что происходит на дипломатическом фронте вокруг Украины? Честно говоря, все рушится. В том смысле, что Россия, похоже, – теперь единственная страна, которая настаивает на скрупулезном исполнении Минских договоренностях по Донбассу.
Сама Украина уже давно на них наплевала. На линии соприкосновения – сплошные нарушения: от обстрелов из запрещенных видов тяжелого вооружения до захватов на нейтральной полосе. Параллельно в Верховную Раду правительство Зеленского вносит законопроект "Об основах государственной политики переходного периода", который по многим принципиальным пунктам прямо противоречит Комплексу мер по реализации Минских соглашений.
Напомним, этот Комплекс мер в 2015-м был письменно одобрен лидерами России, Франции, Германии и Украины, а сейчас Киев, а с ним Париж и Берлин дают "заднюю". Внесенный законопроект, например, исключает прямые контакты с представителями Донбасса, как это предусматривает Комплекс мер, называет их "оккупационными администрациями Российской Федерации". Дальше все в той же логике: отказ от амнистии, люстрация, немедленный контроль над восточной границей Донбасса, "восстановление функционирования украинского языка как государственного". Ни слова о предоставлении "особого статуса" Донбассу. А еще – для гурманов – Крым и Севастополь внесенным в Раду законопроектом возвращаются Украине, Черноморский флот России – тоже. Вдогонку Донбассу предлагаются новые праздники. Но какие?!
День освобождения от российской оккупации, Национальный день памяти жертв вооруженной агрессии России против Украины. Вам кажется, что это в Киеве горилки опились и впали в белую горячку? Может, и так, но тогда что употребляли в Венецианской комиссии Совета Европы – а это консультативный орган, тестирующий законодательные акты на соответствие демократии и конституционному праву? Так вот Европа фактически одобрила весь этот абсурд под видом законопроекта, значит, и выход из Минских соглашений.
А ведь Путин предупреждал и еще в августе на встрече с Ангелой Меркель в Кремле просил повлиять на ее друга Зеленского: "Я проинформировал госпожу федерального канцлера о том, что внесен очередной проект закона правительством Украины. И если этот закон будет принят – прочтите, пожалуйста, это не секретный документ, он висит на сайте наверняка – это будет означать фактически выход Украины в одностороннем порядке из Минского процесса. Потому что там не только что-то противоречит Минским соглашениям, там все противоречит Минским соглашениям. Это будет означать фактически выход Украины из этих соглашений. Я надеюсь, что госпожа Федеральный канцлер в ходе своего визита окажет определенное влияние, давление на украинские власти и закон этот принят не будет".
В этих условиях Сергей Лавров совершает то, что допускается в дипломатии крайне редко. Понятно, что без согласования с президентом России такое было бы исключено. Так вот Лавров публикует свою переписку с коллегами из Германии и Франции. Из нее ясно, что западные партнеры по "нормандскому квартету" вслед за Украиной тоже хоронят Минские соглашения. Втихаря. Лавров буквально ошеломлен. И есть от чего.
Вот, например, совместное франко-германское послание в ответ на предложения России по итоговому документу министерской встречи "нормандского формата": "В тексте также содержится положение, которое, несомненно, не найдут поддержки среди стран "нормандского формата", в том числе "налаживание прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском".
"Не найдут поддержки среди стран "нормандского формата"... Лавров, понятно, в ярости. Это откровенное предательство. Предательство принципов, договоренностей, дипломатии. Но отвечает Лавров просто изысканно: "Не буду скрывать: ваш ответ разочаровал. Ваше заявление о неприятии прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском дискредитирует соавторство лидеров Германии и Франции по документам от 12 февраля 2015 года. Вновь привлеку ваше внимание к пунктам 9,11 и 12 Минского Комплекса мер, требующих прямого диалога Киева с Донецком и Луганском. Напомню, раз уж апеллируете к праву, этот Комплекс мер был одобрен Советом безопасности ООН и обрел статус юридически обязывающего документа. Ваше безапелляционное заявление, что прямой диалог неприемлем, может (не хочу в это верить) означать, что, выдвигая такую повестку дня, вы хотите переписать Минские договоренности".
Вот, собственно, и все. В публикации переписки Сергей Лавров фиксирует момент перелома позиции Запада в пользу отказа от Минских соглашений. Дипломатическая конструкция вокруг мирного решения проблемы Донбасса таким образом рушится. "Нормандский формат" исчезает. Запад фактически толкает Украину к братоубийственной войне. Россию уже заранее назначают виноватой, мол, отказывается от диалога.
Но какой диалог, если договоренности не исполняются, даже одобренные Совбезом ООН? Куда уж дальше? И в этом смысле публикация дипломатической переписки очень важна. Как точка. Как момент истины.