Спектакль "Казанова. Ars Vivendi" представили в Губернском театре

21 ноября 2021 20:11
Новый спектакль в Губернском театре — "Казанова. Ars Vivendi", искусство жить. Хотя жить в России, где Казанова прожил реально девять месяцев, оказалось ему не просто, по множеству причин. Например, по причине того, что народ наш перемен не любит, сказала Екатерина Великая ему, Казанове, который рассчитывал поступить на службу к ней, предложив массу проектов. Именно о приключениях Джакомо Казановы при дворе Екатерины Второй пьеса, которую Безруков поставил и сыграл в ней главную роль.

Знаменитый авантюрист, бонвиван и путешественник заметил в своих мемуарах, что "нет писателя, который одновременно владел бы двумя разными стилями, как не бывает физиономии, хранящей одновременно два выражения". Одновременно, конечно, нет, а вот быть поочерёдно многоликим может актёр! Что и демонстрирует Безруков на протяжении спектакля, посвящённого бесконечно живучему и удивительно живому образу итальянца.

На премьере нового спектакля Губернского театра зрителей сразу погружают в атмосферу карнавальной игры. В фойе — живые статуи и живая музыка. Сергей Безруков уверен: в тревожное время пандемии зрителю нужен спектакль-праздник. Он поставил новую пьесу Андрея Ларионова про путешествие Джакомо Казановы в Российскую Империю.

Пытаясь поправить дела, Казанова прибывает ко двору Екатерины Второй. В его голове миллион проектов — от обольщения императрицы до проведения государственной лотереи. Пробный розыгрыш проводят на месте: победителя выбирают из зала. Поездка в Россию — невероятный, но реальный факт из биографии великого авантюриста. И прекрасный повод для создания зрелищной буффонады.

Янина Соколовская, актриса: "Сразу обозначен жанр, уровень — гротесковость и "настоящность". То есть как бы совмещается столько жанров, для артиста это, конечно, очень приятно. И побыть как, моем понимании, настоящей Екатериной Второй — властной, сильной, где-то недовольной и побыть любящей женщиной — наивной, растерянной".

Хотя персонажей в пьесе немного, на сцене постоянное движение: беготня, драки, танцы. И все это в сложных, пышных костюмах.

Анна Матисон, художник по декорациям, художник по костюмам: "Орлов у нас появляется, накидывая такой, знаете, очень модные сейчас искусственные шубы — у него такая, в пол. Она жаркая. Когда он уходит со сцены, ее выжимать можно. Она мокрая насквозь".

Этот спектакль — бенефис Сергея Безрукова: он здесь и режиссер-постановщик, и исполнитель главной роли. В пьесе он особенно ценит "горинскую интонацию". Казанова ломает четвертую стену: шутит на злобу дня, общается с публикой и дает советы по обольщению.

Впрочем, жанр постановки создатели определяют как "трагифарс". Казанова в новой версии не только сердцеед, но также мыслитель и джентльмен. А под плутовской маской скрывается израненная душа.

Народный артист РФ Сергей Безруков: "Эта вот фраза: "Я всегда ждал маму" — это боль, которую он проносит через всю свою жизнь. "Я всегда ждал маму". Может быть, обилие женщин — это поиск этой материнской любви. И в то же время — недоверие".

Фраза из названия спектакля "Ars Vivendi" в переводе с латыни означает "Искусство жить". Жизнь Казановы — тоже искусство: невероятные приключения итальянца в России могут закончиться плачевно, но в финале герои все равно пустятся в пляс.