МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений
Какой станет программа развития МХТ имени Чехова? Завтра новый художественный руководитель Константин Хабенский проведет в театре сбор труппы. О его назначении на эту должность стало известно 27 октября. Неожиданные кадровые перестановки вызвали горячие обсуждения в театральной среде.
Недавние перестановки в руководстве МХТ стали отправной точкой новой волны споров о том, каким должен быть Московский художественный театр. Как сохранить традицию и одновременно двигаться в будущее? Вопросы вокруг МХТ копились давно. Один из главных драматических театров России, система отцов-основателей которого стала знаменитой во всем мире, всегда вызывал особое внимание.
Алексей Бартошевич, историк театра, театровед: “Художественный театр в 1898 году создавался с целью, которую можно было бы обозначить так – создать театр на уровне великой русской литературы, великого русского романа. Опыт проникновения в человеческую душу, как в ее современном, сегодняшнем виде, так и в каком-то предельном обобщении – вот, на самом деле, подлинная задача Художественного театра”.
По исторически сложившейся традиции, во главе МХТ всегда стояли режиссеры. Исключением стал последний худрук – Олег Табаков. Легендарный актер и талантливый менеджер сделал театр форпостом громких экспериментов, приглашал режиссеров разного мировоззрения, держал баланс между классикой и современной драматургией. Такая идея театра оказалась коммерчески очень успешной.
Марина Брусникина, художественный руководитель театра "Практика", заслуженная артистка России: “Традиция рисковать, традиция делать то, что запрещается. Это традиции театра, именно МХАТа. Просто у всех представление о традициях, что это что-то такое, кружева и жемчуга. И вот это надо сохранять. Почему это? Давайте, сохранять эту традицию, и брать свежую драматургию, рисковать”.
Благородный творческий риск, глубокий поиск, почти всегда коммерческий успех исключают. Что же выбрать Московскому художественному сегодня? В спорах о репертуарной политике театра сломано немало копий.
Евгений Каменькович, художественный руководитель театра "Мастерская Петра Фоменко": “Нас учили, что театр не может быть прибыльным изначально. Нас учили, что тот великий МХАТ шесть раз был на порогах банкротства. Есть какие-то мифы, что Немирович-Данченко два раза становился на колени перед женой, одалживая у нее деньги, чтобы закрыть бреши. Но, мне кажется, вот, Большой театр может быть прибыльным? Вряд ли. Ну, а у нас в драме, МХТ надо как-то оберегать”.
В истории Московского художественного были разные периоды, но всегда он оставался ярким театром, интерес публики к которому никогда не ослабевал. Сейчас МХТ предстоит определиться с новой стратегией своего развития.
Ольга Егошина, театральный критик: “Поскольку сам Станиславский всегда был реформатором, реально, он – реформатор театра. Поэтому, конечно, входит в кровь художественного театра обновление театрального языка. Это необходимое условие его существования. И это как раз обеспечивают молодые режиссеры, которых приглашают. Традиция, когда она живая – это необыкновенно живая вещь”.
Марина Брусникина, художественный руководитель театра "Практика", заслуженная артистка России: “Это исключительно моя точка зрения. Мне кажется, что во МХАТе сегодня не хватает именно взгляда в будущее, в современность, в поиск новых форм, таких, которые, в общем, существуют и ими много занимается молодежь. И это то, чего пока в театре нет. Все-таки в последнее годы он был ориентирован на другое”.
Калейдоскоп вопросов вокруг МХТ копился давно. Теперь на них придется отвечать новому художественному руководителю театра Константину Хабенскому.