Вечер памяти пианистки Марии Юдиной прошел в театре "Геликон-опера"

29 ноября 2021 11:26
Великая пианистка не имела своего инструмента. Но это не мешало ей играть гениально – об этом говорят все, кто был на ее концертах.

Вечер памяти пианистки Марии Юдиной прошел в театре "Геликон-опера". Оперный зал "Стравинский" на несколько часов стал и кинотеатром, и концертным залом одновременно.

"Одна победа" – второй фильм Дарьи Виолиной и Сергея Павловского. Они снимали его в маленьком городе Невель – на родине пианистки Марии Юдиной – одной из героинь картины.

Дарья Виолина, автор фильма: "Были гонения, ей запрещали концерты, но она осталась в истории культуры, как великая пианистка. Сегодня все российские и зарубежные агентства издают ее записи".

Мария Юдина могла бы продолжить династию врачей, но стала пианисткой. Все, кто пересекался с ней, говорят о масштабе ее личности.

Переписка с великими мыслителями своего времени не только в России, но и далеко за ее пределами, изучается спустя несколько десятилетий не менее пристально, чем фонограммы ее концертов.

Маргарита Гроссман, скрипачка: "Иногда мы играли с ней, когда она заменяла своих учеников, показывая, как должно быть, и садилась сама за клавиатуру. И те, ее партнеры, которые играли в камерных ансамблях – играли лучше, чем они могли".

"Я люблю музыку и философию," – говорила Мария Вениаминовна. Не скрывала, что верующая. На сцену выходила в длинном платье, кедах, с крестом. В этом подвижничестве и служении, казалось, она ничего не боялась...

Ева Печатникова, продюсер: "Пережив страшную катастрофу, которая коснулась и религии, и войны, и расчеловечивания сталинской эпохи, ощутив на себе гонение на творческую личность, она осталась человеком невероятной доброты".

Музыка была для Юдиной высшей духовностью. На своих концертах она читала стихи Пастернака.

Сергей Павловский, режиссер: "Она не говорила каких-то диссидентских речей, что против Советской власти. Выходила и читала стихи Пастернака, когда он был запрещен".

Великая пианистка не имела своего инструмента. Но это не мешало ей играть гениально – об этом говорят все, кто был на ее концертах. Ее ученица Марина Дроздова до сих пор помнит заповеди своего педагога.

Марина Дроздова, пианистка, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных: "Она учила этой нерасторжимой связи, что не просто играешь, пальцы бегают. А что ты хочешь сказать из вечного".

Финальную точку вечера поставил пианист Александр Романовский, который в память о Марии Юдиной исполнил ее любимые произведения Баха, Бетховена, Прокофьева.