В Эрмитаже открылась выставка к 550-летию со дня рождения Альбрехта Дюрера
Его сравнивают с Леонардо Да Винчи — столь же универсальный человек эпохи Возрождения. Математик, архитектор, фортификатор — и все же прославился Дюрер как непревзойденный мастер гравюр. Революционер печатного производства, он возвел ремесло в ранг настоящего искусства. Ксилография — это древний способ копировать изображения. На деревянной доске мастер оставлял выпуклые линии рисунка. С выступающих частей переносил краску на бумагу. Для глубокой гравюры штампы изготавливали из медных досок.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: "Все эти печатные тексты и печатные картины — это еще и особая технология тиражирования, это большая доступность того, что делается. Это и коммерция. И мы знаем, что Дюрер — это и большой опыт тиражного производства".
Деление на два типа линий — контур и штрих — Дюрер отменяет. Теперь это одна стихия. Больше того, линией он может передать текстуру, например, дерево или камень. А в гравюре "Адама и Ева" мастер и вовсе добивается невиданного прежде эффекта — мягкого мерцания человеческой кожи. А вот тайные послания, которые оставил художник, вполне характерны для эпохи. Во времена Дюрера большое значение придавали темпераменту. Считалось, что он определяет не только характер, но и судьбу человека, и даже внешний облик.
Четверо животных означают четыре типа темперамента. Кошка — холерик, склонный к гордыне и ярости. Кролик — сангвиник, чей грех похоть. Бык — флегматик, страдающий чревоугодием, а лось — меланхолик впадающий в отчаянье".
Название этой гравюре дала надпись на крыльях летучей мыши. Что означает символ в конце, до сих пор загадка. Возможно, это римская цифра I или повелительное наклонение глагола ire, то есть "отпускай". Получается, что-то вроде "Меланхолия, уходи". Впрочем, хотел ли на сам Дюрер прогонять это состояние — большой вопрос. В эпоху Возрождения стали связывать меланхолию с гениальностью. Так или иначе эта гравюра навсегда останется удивительным ребусом искусства.
Светлане Мурашкина, куратор выставки: "Магический квадрат из цифр — главный аттракцион "Меланхолии". Здесь сумма всех вертикалей, горизонталей, диагоналей равна 34″.
Апокалипсис, после которого Дюрер проснулся знаменитым. Триумфальная серия гравюр посвящена очередному концу света на рубеже веков. Фантастический зверь с семью головами переходит из одной работы в другую. Но закончится все неплохо. Ведь в конце истории ждет небесный Иерусалим.
"Когда Дюрер изображает небесный Иерусалим, он изображает его в виде средневекового немецкого города конца XV века. И это тот новый мир, который всех ждет", — рассказала Светлане Мурашкина.
Самая большая гравюра в мире — Триумфальная арка Максимилиана Первого. Император — заказчик Дюрера — решил использовать силу тиража. Куда проще распространить символ величия на бумаге, чем строить монументальные сооружения. Ксилографии делали со 192 досок. Затем листы склеивали в одно полотно.
"Эта Триумфальная арка предназначалась Максимилианом для того, чтобы ее разослать во все концы империи, там она должна была быть закреплена в главных зданиях, в главных залах. И в каждом конце империи можно было узнать о Максимилиане все", — добавила Мурашкина.
Представлены на выставке и рисунки — самого художника, его современников и потомков. Творчество Дюрера было настолько притягательно, что в разные века его и копировали и подделывали. Но фальсификаторам его произведений грозило наказание — привилегии на создание своих гравюр великий художник получил еще при жизни.