Строительство Баимского ГОКа: уникальный и непростой проект
На Чукотке развивается проект, который в корне изменит жизнь региона. Баимский горно-обогатительный комбинат – это крупнейший инвестиционный проект. Старт ему дал президент России Владимир Путин в сентябре 2018 года. Для обеспечения координации в экстремальных условиях Крайнего Севера правительством РФ утвержден комплексный план по освоению Баимской рудной зоны. Объем частных инвестиций – более 600 миллиардов. На предприятии планируют добывать 70 миллионов тонн руды в год.
В арктической зоне на территории Чукотского автономного округа реализуется уникальный по своим масштабам и техническим решениям проект – строительство Баимского горно-обогатительного комбината мощностью 70 миллионов тонн руды в год. KAZ Minerals вложит в реализацию 620 миллиардов рублей. На сегодняшний день компания проинвестировала более 50 миллиардов рублей.
Сопки вокруг долины уже накрыло плотным слоем снега, а температура временами опускается до минус 40 и ниже, но это не останавливает ни геологоразведку, ни строительные работы. Ведь создание фактически крупнейшего в России горнопромышленного кластера требует четкого исполнения графиков.
Баимское месторождение по своим масштабам занимает четвертое место в мире. Его открыли в 1972 году, но реализация проекта стала возможна только с появлением новых технологий и профильного инвестора – компании KAZ Minerals, – а также с появлением преференциальных режимов на Дальнем Востоке.
"Это одно из самых больших месторождений в мире, и оно содержит металлы, которые сейчас актуальны как никогда – для энергоперехода, для электрификации. Поэтому это очень важный факт для Чукотки, для всего Дальнего Востока и для России", – говорит министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Суммарный ресурсный потенциал Баимской площади составляет 23 миллиона тонн меди и 2 тысячи тонн золота. На территории рудной зоны расположены 12 месторождений. Запасы самого перспективного из них, Песчанки, составляют 9,9 миллиона тонн меди и 16,5 миллиона унций золота.
Специалисты уверяют, что новый горнорудный проект станет флагманом медной индустрии по применению самого современного оборудования и новейших цифровых технологий. При работе ГОКа будет использоваться парк беспилотной техники, а в удаленный операционный центр будут привлекаться лучшие специалисты из сектора кибернетики.
В скором времени здесь появится один из крупнейших карьеров по добыче ценных металлов. Именно на этой территории залежи меди оцениваются в десятки миллионов тонн. Этот масштабный проект требует создания соответствующей инфраструктуры.
Только на этапе строительства планируется создать около 11 тысяч рабочих мест. Старт проекту дал президент России Владимир Путин в сентябре 2018 года. Для обеспечения координации в экстремальных условиях Крайнего Севера правительством РФ утвержден комплексный план по освоению Баимской рудной зоны.
"Самое главное для любого предприятия – это, конечно, энергоснабжение и транспортное сообщение. Мы договорились с "Росатомом", что они будут строить для нас плавучие атомные электростанции. Это, наверное, самый крупный проект, который "Росатом" согласился совместно с нами осуществить, – рассказывает председатель совета директоров KAZ Minerals Олег Новачук. – Также мы договорились совместно с государством построить всесезонную автомобильную дорогу. Получается, у нас несколько объектов – это энергогенерирующий объект, который строит "Росатом", линии электропередачи, дорога и порт".
Проект строительства Баимского ГОКа является уникальным не только с точки зрения масштабов и применяемых технологий, но также по влиянию на развитие региона. Впервые за 300 лет нахождения Чукотки в составе России будет положено начало масштабной индустриализации региона. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от реализации проекта превысят один триллион рублей, что увеличит валовый региональный продукт на 100% и сделает регион бездотационным.
"С реализацией таких проектов экономика региона становится более стабильной. Мы становимся регионом с сильной экономикой, сильной энергетикой, хорошей инфраструктурой. Это, конечно, является основой для качества жизни", – говорит губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин.
В условиях сурового заполярного климата, отсутствия дорог и инфраструктуры, в условиях, когда морская навигация длится 3-4 месяца в году, проект развивается полным ходом. В следующем году будет сдана взлетно-посадочная полоса. Проводятся инженерные изыскания под строительство дорог и порта. И все это, как звенья одной цепи, будет работать не только на регион и его жителей, но и на всю Россию.