Впервые в России прозвучала опера Вивальди "Олимпиада" в концертном исполнении
То, что Антонио Вивальди писал оперы, мало кто знает: в историю он вошел прежде всего как автор инструментальной музыки. А тот факт, что помимо "Времен года" у этого композитора еще несколько сотен произведений, оказался забытым. За два года до своей смерти Вивальди подсчитал: он написал 94 оперы. Эксперты с ним не согласны.
"Музыковеды, которые, как известно, люди очень въедливые и оперируют фактами, 94 они не насчитали никак, но насчитали 49 произведений, из которых примерно одна треть утеряна, еще одна треть – это оперы-пастиччо, то есть это оперы, в которых набраны фрагменты из произведений разных композиторов, не только Вивальди. И, собственно, примерно 20 его опер, среди которых "Олимпиада" является, пожалуй, одной из самых ярких", – рассказал автор проекта Михаил Фихтенгольц.
Во времена Вивальди в Риме женские партии исполняли кастраты, но в Венеции, где жил композитор, этим правилом, установленным Папой Римским, пренебрегали. На премьере "Олимпиады" в 1734 году среди артистов были и певицы, и кастраты. Одну из этих партий сегодня исполняет Ана Мария Лабин. "Для меня, как для колоратурного сопрано, исполнять партию, написанную для кастрата, непросто. Есть свои тонкости и нюансы. Но публике об этом не надо знать, все должно звучать легко и даже весело", – поделилась певица Ана Мария Лабин.
Вивальди стал вторым, кто сочинил оперу по этому либретто. После Вивальди над "Олимпиадой" работали еще примерно 70 композиторов – настолько популярным был сюжет о любви на фоне соревнований. Либретто написал один из самых именитых в то время авторов – Пьетро Метастазио. Как его текст попал к Вивальди, до сих пор точно не известно.
"До нас не дошли документы, которые свидетельствуют хоть о каких-то отношениях между Вивальди и Метастазио. Они не были друзьями – это мы знаем точно. Говорят, Вивальди каким-то образом добыл текст через своих друзей, но так ли это, мы не знаем", – сообщил дирижер Федерико Мария Сарделли.
На момент создания "Олимпиады" Вивальди было 55 лет. У него был свой маленький театр и небольшая труппа. Путь на главную сцену Венеции был заказан, потому что с могущественным семейством Гримани, которое в то время определяло вкусы театрального общества, отношения у композитора были испорчены. Успех "Олимпиады" немного изменил ситуацию – композитора пригласили к сотрудничеству, правда, на важнейшей площадке Венеции XVIII века его музыка так и не прозвучала.