Раньше Порошенко приносили свиней, а теперь дают огня
Всего 15 минут понадобилось суду в Киеве, чтобы объявить: обвиняемый в госизмене Порошенко не отправится в СИЗО, не будет платить залог в 1 миллиард гривен, и вообще может спокойно находиться на свободе, только пусть сдаст загранпаспорт. Второй акт шоу за пределами зала заседаний продолжался гораздо дольше. Сторонники бывшего президента откровенно глумились над президентом нынешним. Оглашение в суде проходило одновременно со встречей Зеленского и Блинкена. Последнему был адресован характерный плакат, который разместили напротив гостиницы для американской делегации.
Бенефис Порошенко будто специально растянули на два дня, причем, в предыдущий раз он в суд поехал сразу из аэропорта, а сегодня у его сторонников было время подготовиться. Не импровизированная, а вполне устойчивая сцена, как на уличных концертах, заранее написанные плакаты, специально для этого случая разученные речевки. Сторонники задирали полицию и пытались обосноваться надолго, установив палатки и разжигая огонь в бочках, как это было восемь лет назад на Майдане. Порошенко успел дать интервью CNN, помолиться в Михайловском соборе, захваченном украинскими раскольниками. И появился перед толпой, когда она уже была достаточно разогрета.
"Сегодня большой церковный праздник. Тысячи и тысячи людей сегодня снова собрались, чтобы не сдать Украину. Снова собрались, чтобы бороться за демократию на Украине. За наш уверенный путь в НАТО и Евросоюз. Не зря мы начали сегодняшний день с церковной службы в Михайловском Златоверхом соборе", – заявил Порошенко.
Собор захвачен украинскими раскольниками. Еще значительнее было бы в храме Софии Киевской – самом известном храме русского православия, но там музей, а еще и накануне с одного из куполов упал трехметровый крест – надломилось металлическое основание. Плохой знак, а Порошенко к приметам относится трепетно, перестает говорить, даже когда свет в зале суда случайно гаснет.
Для Порошенко – это перезапуск политической карьеры. У него давно уже не было такой трибуны, и с крыльца, и в зале заседаний Печерского суда.
"Нужно, чтобы Зеленский понимал, что может повторить судьбу Януковича. А провести остаток жизни в Ростове – это не на Сейшельских островах", – взывал экс-президент.
Если раньше его чаще ассоциировали с поросенком,– периодически принося ему под офис живых свиней, то сейчас с порохом, которому только дай огня. Формально активы у Порошенко арестованы, но "5 канал" все происходящее мало того, что транслирует в прямом эфире, так еще и корреспонденты включаются с трех разных точек на площади, добавляя событию масштаба.
"Это действительно проигрыш команды Зеленского, которая не подготовилась к ситуации, когда придется отступать, и теперь выглядит, конечно, жалко. Это, кроме всего прочего, еще один аргумент к тому, чтобы утвердиться: Украина не самостоятельная страна",- говорит политолог Михаил Погребинский.
Здание суда еще и удачно расположено прямо перед гостиницей Hayatt, куда обычно селят все иностранные делегации, сегодня там остановился госсекретарь США Блинкен. Из окон должен быть хорошо виден адресованный Зеленскому плакат на английском с характерным американским жестом.
"Порошенко чувствует себя уверенно. Тем более, уже есть заявление посла Британии в Украине, что, в принципе, поддерживает позицию Порошенко. Что нужно бороться с внешней угрозой, а внутренние противоречия оставить на потом. Поэтому нельзя трогать такого знатного "патриота", как Порошенко", – говорит журналист Игорь Гужва.
В решении суда значится "отпустить под личные обязательства", это аналог российской подписки о невыезде, это самая незначительная из имеющихся в арсенале суда мер.
"Это решение демонстрирует страхи Зеленского. Это решение демонстрирует, чего он боится. А боится он того, что Порошенко будет вести политическую работу. Ему, Порошенко, запретили покидать Киев и Киевскую область. Согласимся ли мы с этим? Ждите нашего ответа", – говорит Порошенко.
По тому же делу о поставках донецкого угля – это на Украине сейчас приравнивают к госизмене – проходит и лидер украинской оппозиции Медведчук. Но тот уже десять месяцев под домашним арестом, хотя по закону срок не может быть больше полугода. Только вот об этом молчат – и западные посольства, и Порошенко. Охрана у борца за украинизацию говорит по-русски, а сам он спешит покинуть своих сторонников, как только они собираются идти маршем к президентскому офису. Правда, акция там быстро заканчивается: у здания детский каток, а митинговать на льду неудобно и небезопасно.