Исследование: дети узнают, кто свой, а кто чужой, благодаря слюням
Умение ориентироваться в социальных отношениях — это навык, который имеет решающее значение для выживания в человеческом обществе.
Для младенцев и маленьких детей этот навык заключается в том, чтобы знать наверняка, кто быстрее придёт к ним на помощь, когда они в ней нуждаются. А уж от этого знания напрямую зависит вопрос выживания ребёнка.
Нейробиологи из Массачусетского технологического института (MIT) определили специфический сигнал, который маленькие дети и даже младенцы до года используют, чтобы определить, имеют ли два человека крепкие отношения и "взаимные обязательства" помогать друг другу.
Оказывается, малыши ориентируются на то, целуются ли эти два человека, делятся едой или производят иные взаимодействия, связанные… с обменом слюной.
В новом исследовании учёные показали, что младенцы ожидают, что люди, которые делятся слюной, придут друг другу на помощь гораздо скорее, чем люди, которые делятся, к примеру, игрушками или взаимодействуют другими способами, не связанными с обменом слюной.
Исследователи считают, что младенцы могут использовать эти сигналы, чтобы попытаться выяснить, кто из окружающих скорее всего предложит им помощь.
"Младенцы не знают заранее, какие отношения являются близкими и морально обязывающими, поэтому они должны каким-то образом узнать это, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, — отметила старший автор нового исследования Ребекка Сакс (Rebecca Saxe) из MIT.
В человеческом обществе люди обычно различают близкие и поверхностные отношения. Прочные отношения, обычно возникающие между членами семьи, характеризуются сильным уровнем привязанности, обязательств и взаимной отзывчивости.
Антропологи также заметили, что люди, состоящие в тесных отношениях, более охотно делятся телесными жидкостями, такими как слюна.
Это вызвало у исследователей вопрос, различают ли младенцы эти типы отношений, и может ли обмен слюной быть действительно хорошим сигналом, который они могли бы использовать, чтобы разобраться в тонкостях человеческих взаимоотношений.
Чтобы выяснить это, исследователи наблюдали за детьми ясельного (от 16,5 до 18,5 месяцев) и грудного возраста (от 8,5 до 10 месяцев), которым показывали "спектакль" с участием двух людей-актёров и одной марионетки.
В первой серии экспериментов марионетка делилась апельсином с одним актёром, а затем играла в мяч с другим.
После этого марионетка, сидящая между двумя людьми-актёрами, начинала подавать признаки беспокойства.
Исследователи выдвинули гипотезу, что младенцы, сочувствуя кукле, сначала посмотрят на человека, который сможет помочь в трудной ситуации.
Эта гипотеза была основана на более раннем исследовании нечеловекообразных приматов, которое показало: когда детёныши обезьян плачут, другие члены стаи смотрят на родителей детёнышей, как будто ожидая, что они вмешаются.
Исследовательская группа в итоге действительно обнаружила, что, когда марионетка была "в беде", дети чаще смотрели на актёра, который ранее делился с марионеткой едой, а не на того, который делился игрушкой.
Вторая серия экспериментов была предназначена для более точного определения роли обмена слюной в социальных навыках малышей.
Здесь актёр либо клал палец себе в рот, а затем в рот марионетке, либо прикладывал палец ко лбу, а затем ко лбу марионетки. Позже, когда актёр выражал беспокойство, стоя между двумя марионетками, дети, наблюдавшие за этим, с большей вероятностью смотрели на марионетку, с которой взрослый ранее поделился слюной.
Полученные учёными данные говорят о том, что обмен слюной может быть важным сигналом, который помогает младенцам узнавать о социальных отношениях.
В будущем исследователи рассчитывают провести аналогичные исследования с младенцами из разных культур, в которых тип семейной структуры может отличаться.
В экспериментах с участием взрослых учёные планируют использовать функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), чтобы изучить, какие части мозга участвуют в оценке социальных отношений, связанных с обменом слюной.
Занятная работа американских исследователей была опубликована в престижном научном журнале Science.
Напомним, ранее мы рассказывали о том, что обезьяны утешают друг друга, а также учат своих детей разговаривать так же, как люди.
Также мы писали о том, что маленькие дети используют инструменты, полагаясь на основные законы физики, а ещё что дети в возрасте около двух лет уже уверенно могут отличить настоящего лидера от обычного хулигана.
Больше занимательных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".