Meta потеряла почти четверть биржевой стоимости
Активная аудитория Facebook (запрещена в РФ) сократилась впервые за всю историю главной социальной сети планеты. Это позволило поставить еще один рекорд, на этот раз негативный: материнская компания соцсети, Meta (запрещена в РФ), за день потеряла 200 миллиардов долларов капитализации. Это самая большая сумма в истории высокотехнологичных компаний, даже для Meta это почти четверть биржевой стоимости.
Инвесторов насторожила еще и эффективность мер Apple по защите приватности пользователей, но главное, конечно — сокращение ежедневной аудитории. Всего на 1 миллион человек в Северной Америке, что для сервиса с охватом почти в 2 миллиарда по миру вроде как немного. Но эксперты восприняли это очень негативно: как лишнее доказательство того, что аудитория и дальше не будет расти.
Более того, проблема фундаментальная: Facebook избегает молодая аудитория, те, кто станет пользователями на десятилетия. Они уходят в TikTok и другие сервисы. А собственные продукты Meta (в том числе Instagram (запрещена в РФ)) не способны заинтересовать молодежь в достаточной степени, в TikTok она все равно проводит больше времени, а, значит, видит больше рекламы.
Второй ощутимый удар: Meta признала, что меры Apple в борьбе за приватность пользователей будут стоить ей 10 миллиардов долларов только в этом году. Сумма существенная: прибыль всей корпорации – это 40 миллиардов долларов. И потери могут вырасти, если аналогичные меры против отслеживания сторонних приложений внедрит Google. Речь о том, что Apple предоставила пользователям выбор: позволить ли компаниям собирать о них данные не только в своем приложении, но и за его пределами. И большинство пользователей предсказуемо отказались, что обрушило всю рекламную модель Facebook. Потому что его идентификаторы встроены во многие игры и другие приложения, что позволяет точно анализировать, что и когда делают пользователи. Теперь с этим сложнее.
На фоне этих двух проблем многие аналитики предположили, что осенний ребрендинг Facebook в Meta был попыткой компании отвлечь внимание инвесторов от внутренних проблем. Якобы глава корпорации Марк Цукерберг понимал, к чему все идет, и попытался переключить фокус СМИ и инвесторов на метавселенные. В какой-то степени это получилось: метавселенные теперь чуть не самая обсуждаемая тема. Но Facebook это не очень помогло. К тому же, само VR-подразделение пока только генерирует убытки: Oculus принес корпорации минус 8 миллиардов долларов за год.
Ситуацию ёмко описал в Twitter бывший директор по новым продуктам Facebook Никита Бир. По его словам, у корпорации сейчас слишком много проблем: новых пользователей, на которых можно много заработать, не осталось, да еще и TikTok отъедает долю. Поглотить новый сервис нельзя из-за внимания антимонопольщиков. Построить что-то новое – тоже, потому что основатели компаний не хотят этим заниматься. Apple убила возможность Facebook таргетировать рекламу. До работающей метавселенной еще 10 лет. "Покойся с миром, Facebook".
Впрочем, деловая пресса пишет, что хоронить Facebook пока рано. Компания по-прежнему зарабатывает 40 миллиардов долларов в год, а значит способна на многое.