Макрон победил в мифической войне, но проигрывает в реальной
До президентских выборов во Франции менее двух месяцев. Действующий глава государства Эммануэль Макрон пока официально не объявил о своем выдвижении. Но его миссия в Москву, а также объявление о масштабной модернизации атомной отрасли подаются как весомые аргументы именно в рамках президентской гонки. Соперники, впрочем, у него неслабые.
Утомленный, но довольный своим международным турне Эммануэль Макрон в самолете по пути назад в Париж решил пообщаться с журналистами, которых справедливо интересовал один важный вопрос: пойдет ли он на второй срок и когда в таком случае объявит себя кандидатом? Президент, широко улыбаясь, от ответа опять ушел: "Надо будет как-нибудь подумать. В таких вещах не нужно торопиться, нужно все делать своевременно".
Макрону некогда, он обживается в роли лидера Европы и миротворца планетарного масштаба, хотя никаких реальных итогов его визитов по-прежнему нет. "Эммануэль Макрон — президент, который любит рисковать. Поэтому он отправился в Москву на встречу с кремлевским медведем, который с прошлой осени нагнетает напряжение в Европе, сосредоточив более 100 000 человек на границах Украины", – пишут западные СМИ.
Ставка оправдалась, рейтинг подрос до 26% в первом туре, у ближайших конкурентов от правых Пекресс и Ле Пен – по 15%. Во втором туре цифры тоже прочат ему победу. Накаченные сообщениями о нависшей над Европой угрозой войны, запуганные истерией французы за мир Макрону готовы простить многое: и падение покупательской способности, и рост цен на все, и санитарную политику, недовольство которой в последнее время выражали все те же "Желтые жилеты". В эти выходные они блокировали трассы грузовиками на канадский манер – устроили автопробег от Ниццы до Брюсселя, протестуя против ограничений и QR-кодов.
Макрон победил в войне мифической, но проигрывает в войне реальной – в Мали – в зоне французских стратегических интересов. После двух переворотов пришедшие к власти военные то на словах, то делами отвешивают официальному Парижу одну за другой пощечины, из последнего – выслали французского посла, дали ему трое суток на сборы. Восвояси малийские власти постепенно отправляют иностранный европейский контингент – детище Макрона – который должен был к следующему году частично заменить французских солдат в Сахеле. Но уходить, видимо, придется быстрее, причем с потерями – погибли больше полусотни солдат и офицеров – и поражением.
Террористы за 9 лет французского присутствия распространили свое влияние на более обширные территории. Пресса не стесняется теперь проводить параллели и называть Мали французским Афганистаном. Оппозиция обвиняет Макрона в малодушии и унижении французской армии.
"Я не смирюсь с тем, что Францию будут унижать, как сейчас, правительство Мали", – заявила Марин Ле Пен, лидер партии "Национальное объединение".
У Марин Ле Пен и без того немало поводов для волнения. Ей нужно собрать необходимые 500 подписей избранных лиц в свою поддержку, чтобы стать официальным кандидатом. Процесс буксует, но это не мешает ей рассуждать на тему ее будущей внешней политики, окажись она в кресле главы государства: "В этом мире, который изобретает новые холодные войны, Франция должна иметь сильный и независимый голос, в частности, используя свое дипломатическое место в Совете безопасности. Эта дипломатическая привилегия, завещанная генералом де Голлем, которой мы ни с кем не будем делиться. Вот почему мы покинем интегрированное командование НАТО".
Валери Пекресс – кандидат от республиканцев – считает, что войну в Мали Франции нужно продолжать, а вот с Россией – мириться, укреплять всевозможные связи – от культурных до экономических. Своим преимуществом она считает знание русского языка, которое охотно демонстрирует французским журналистам: "Я хочу сказать гордому русскому народу, что мы должны вместе строить мир в Европе и начать войну с Украиной было бы ужасной ошибкой".
Крайнеправый кандидат Эрик Земмур, который в первом туре идет сразу следом за двумя блондинками и Макроном, ошибкой считает провокации американцев: "Американцы продвигали свои шашки в сторону России более тридцати лет. Это выбор русских – защищать себя. Владимир Путин – патриот России. Он вправе защищать интересы России. Я думаю, что американцы очень много сделали, чтобы спровоцировать Путина".
На левом фланге необходимое количество подписей для официального вступления в гонку на сегодня есть только у мэра Парижа Анн Идальго, но в целом по стране она пока может рассчитывать лишь на несколько процентов. Лидер среди левых (с 9%) – Жан-Люк Меланшон, вот его видение внешней политики.
– Когда Путин собирает войска вокруг Украины, вы считаете в этой ситуации агрессором НАТО или русских?
- Безо всяких сомнений, это НАТО. Россия права в том, что она делает. США решили присоединить Украину к НАТО, а Россия, которая чувствует себя в опасности, ведь мы разместили в Польше кучу ракет, системы противоракетной обороны, которые ставят под угрозу 75% российской оборонной системы, восприняла это как агрессию.
Прежде чем пойти на второй срок, Макрон объявил всем, что должен добиться двух вещей: деэскалации на Украине (его поездки в прессе уже названы успешными) и победы над вирусом. Цифры заражений еще высокие, но это не мешает команде президента публично анонсировать возможность отмены санитарных пропусков, которые вызывали неприятие во французском обществе. Сделать это хотят в конце марта, аккурат под первый тур президентских выборов.