Газ, Донбасс и безопасность в Европе: о чем говорили Путин и Шольц

15 февраля 2022 20:47
Безопасность в Европе, ситуация в Донбассе, сотрудничество в сфере энергетики – лишь некоторые вопросы, которые президент РФ Владимир Путин и канцлер Германии Олаф Шольц обсудили на переговорах в Кремле. О чем еще говорили лидеры государств и к каким соглашениям пришли?

Россия не хочет войны, настаивает на том, что решать проблему европейской безопасности нужно прямо сейчас и не допустит затягивания этого вопроса. Президент РФ Владимир Путин предельно ясно обозначил позицию Москвы на многочасовых переговорах в Кремле с новым канцлером Германии Олафом Шольцем, который прибыл в нашу страну впервые после своего избрания.

Президент напомнил о том, что именно НАТО развязала войну в Югославии – впервые в Европе после Второй мировой, а происходящее на Украине назвал геноцидом и законодательной дискриминацией тех, кто говорит на русском языке.

Владимир Путин и Олаф Шольц закончили переговоры и появляются в зале для пресс-конференций. Перед этой поездкой в Москву на бундесканцлера сильно давила немецкая общественность: мол, сосед Эммануэль Макрон уже провел здесь, в Кремле, переговоры с Путиным, а Германия отстает. В немецких соцсетях даже появился хэштег – #гдеШольц. Лидер ФРГ выдержал паузу, и вот в Москве он в самый важный момент. Все готово для пресс-конференции двух лидеров.

Президент РФ и глава правительства ФРГ говорили почти четыре часа. За это время немецкие журналисты решили отказаться от любимого вопроса – когда же начнется война в Европе. Войска после учений возвращаются на свои базы. Всем интересны дальнейшие планы России.

"Что касается того, как Россия будет действовать дальше. По плану. А из чего он будет складываться? Из реальной обстановки на местах. Кто может ответить на то, как она будет складываться, реальная обстановка? Пока никто. Это зависит не только от нас. Но мы намерены и будем стремиться к тому, чтобы договариваться с нашими партнерами по тем вопросам, которые были нами поставлены, для их решения дипломатическим путем, – заявил Путин. – Какие они – это хорошо известно. Применительно к обеспечению безопасности России это нерасширение НАТО, смещение военной инфраструктуры блока к 1997 году и неразмещение вблизи наших границ боевых ударных комплексов".

"Все, по-моему, понятно, ясно. Мы готовы говорить и по другим вопросам, которые содержатся в полученном нами ответе. Но в комплексе с тем, что представляет для нас первостепенную ценность и первостепенное значение", – подчеркнул президент России.

Олаф Шольц признался: о безопасности в Европе говорили большую часть времени. Дискуссия, начатая за закрытыми дверями, продолжилась и на пресс-конференции.

"Для моего поколения война в Европе стала невообразимой. Это так и должно оставаться", – отметил Шольц.

"Но ведь мы с вами были свидетелями войны в Европе, развязанной как раз блоком НАТО против Югославии. Крупная военная операция с нанесением ракетно-бомбовых ударов по одной из европейских столиц, по Белграду. Это же было. Без санкций совета безопасности Организации объединенных наций. Это очень плохой пример. Но он был", – ответил на это Путин.

"Подчеркну, что в Югославии несколько другая ситуация царила. Там была угроза геноцида", – возразил канцлер.

"Позволю себе только добавить, что, по нашим оценкам, то, что происходит в Донбассе сегодня – это и есть геноцид", – сказал в ответ российский лидер.

Несмотря на отрицательные ответы из США и НАТО, Москва будет и дальше добиваться от западных стран гарантий своей безопасности. Нерасширение альянса на восток, в частности на Украину – главная из них.

Журналисты, задавая вопросы, отметили, что, как говорят со стороны НАТО, вступление Украины в альянс в ближайшие годы или десятилетия нереально.

"Вот вы сказали замечательную фразу. Говорят, что в ближайшие годы Украины не будет в НАТО. Что значит "говорят"? Мы же с вами должны понимать, что такое "говорят" в межгосударственных отношениях. Нам уже 30 лет говорят, что расширения НАТО не будет вообще ни на один дюйм в сторону российских границ. А сегодня мы видим инфраструктуру НАТО прямо у нашего дома. Более того, обсуждаются вопросы вступления Украины в НАТО. Говорят, как вы сказали, это не будет завтра. А когда, послезавтра? А что это для нас меняет в исторической перспективе? Ровным счетом ничего", – заявил Путин.

"Мы слышим, что Украина не готова сегодня к вступлению в НАТО. Мы знаем этот тезис. И тут же говорят, что ее завтра не примут. А примут тогда, когда ее подготовят к этому? Но для нас это может быть уже поздно. Поэтому мы хотим решить этот вопрос сейчас. Вот прямо сейчас в ближайшее время в ходе переговорного процесса мирными средствами. Мы из этого исходим. И очень надеемся на то, что наши озабоченности будут нашими партнерами услышаны и приняты всерьез", – продолжил президент РФ.

Важное условие Москвы: переговоры по неделимой безопасности на континенте не могут идти бесконечно.

"У нас есть опасения, что переговорный процесс может быть нашими партнерами необоснованно затянут и в ходе этого переговорного процесса так или иначе будут приниматься решения, которые будут ухудшать наше положение, причем ухудшать самым серьезным образом. Так, как это происходило до сих пор, на протяжении многих, многих предыдущих лет. Безусловно, это то, что находится в поле нашего зрения, то, что мы будем обсуждать с нашими партнерами, и то, чего мы не допустим", – подчеркнул российский лидер.

Владимир Путин еще раз подчеркивает: агрессивных планов у России нет. Война в Европе никому не нужна.

"Хотим мы этого или нет? Конечно, нет. Именно поэтому мы и выдвинули предложение о переговорном процессе, результатом которого должна быть договоренность об обеспечении равной безопасности всех, включая нашу страну. К сожалению, и мы уже об этом говорили, предметного конструктивного ответа на сделанные нами предложения мы не получили, – отметил Путин. – Тем не менее, мы исходим из того, что даже в тех документах, которые были нам направлены нашими партнерами из НАТО и из Вашингтона, есть некоторые элементы, которые можно обсуждать. Но мы готовы это делать только в совокупности с теми основополагающими вопросами, которые представляют для нас первоочередное значение".

Олаф Шольц накануне проводил переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским. В последние месяцы украинские власти все чаще говорят об отказе от нормандского формата. Германия как один из гарантов соглашений с этим не согласна, значит, Киеву придется договариваться с Донецком и Луганском. Пока шли переговоры в Кремле, Госдума приняла обращение к президенту – признать эти народные республики.

"Президент Зеленский вчера твердо пообещал, что в рамках трехсторонней контактной группы и минского процесса, где встречаются все вовлеченные стороны, очень скоро будут представлены все предусмотренные законопроекты по статусу Украины, Восточной Украины, по изменению конституции и по подготовке выборов, – заверил Шольц. – Это хорошая подвижка и ее необходимо продолжить. Все должны придерживаться минских договоренностей. Можно трактовать что-то как-то иначе, но все записано на бумаге".

Решение Госдумы прокомментировал Путин.

"Что касается исполнительных органов власти, в том числе военно-политического руководства страны, здесь комментировать нечего, принято решение о частичном отводе войск. Голосование Госдумы, думаю, так или иначе связано, конечно, с этим, потому что депутаты парламента так же, как в любой стране, в России ориентируются на общественное мнение. Ориентируются на мнение своих избирателей и тонко его чувствуют, – сказал президент. – Совершенно очевидно, в нашей стране подавляющее большинство людей сочувствуют жителям Донбасса, поддерживает их и надеются, что ситуация там коренным образом изменится в лучшую для них сторону".

"Я буду исходить из того, что мы должны все сделать для решения проблем Донбасса, но сделать это прежде всего исходя из не до конца реализованных возможностей по исполнению минских соглашений. И мы очень рассчитываем на то, что наши партнеры и за океаном, и в Европе, прежде всего в Федеративной республике (Германии — ред.) и Франции, окажут соответствующее влияние на сегодняшние киевские власти и это решение будет найдено", – подчеркнул Путин.

Особая тема российско-германских отношения – газопровод "Северный поток-2", выгодный обеим странам. И – главное – уже достроенный.

"Северный поток-2" готов к промышленной эксплуатации еще с декабря прошлого года. Вопрос только в немецком регуляторе, который должен принять соответствующее решение о начале поставок по этому маршруту, вот и все", – отметил Путин.

В Германии сейчас часто критикуют бывшего канцлера Герхарда Шредера, при котором появилась идея еще первой нитки "Северного потока". Владимир Путин вспомнил, как еще в начале 2000-х Россия и Германия предлагали Украине вместе использовать и модернизировать ее газотранспортную систему, но после оранжевой революции Киев от этой идеи отказался, и газ пошел по дну Северного моря, по надежной трубе и – главное – по надолго зафиксированным ценам.

"Сегодня Германия получает 55 миллиардов кубических метров газа по этому маршруту. И этот газ поступает по долгосрочным контрактам, – сказал российский лидер. – Немецкий потребитель – и промышленный потребитель, и бытовой потребитель, домохозяйство – получают газ из России в пять раз дешевле. Вот пусть немецкий гражданин откроет кошелек, посмотрит и скажет, ответит себе на вопрос, готов он в три, пять раз больше заплатить за электроэнергию, за газоснабжение, за тепло. Если ему не хочется это делать, пусть скажет "спасибо" господину Шредеру, потому что это результат его работы".

Путин и Шольц обсудили и ситуацию вокруг каналов RT Германия и Deutsche Welle, беседовали о всех вопросах двухсторонней повестки. Но после окончания пресс-конференции президент жестом попросил канцлера выйти из зала с ним вместе. Видимо, осталось, о чем еще поговорить.

Наушник для перевода у Путина в руке. На этот раз он ему не нужен – российский президент и так прекрасно понимает нового немецкого канцлера. Первая встреча.

"Очень рад встретиться с вами, познакомиться и принять вас в Москве. Сразу же хочу отметить, что ФРГ является одним из наших приоритетных партнеров вообще, и в Европе в частности. Сотни немецких компаний работают у нас так или иначе, свыше 20 миллиардов долларов они проинвестировали в российскую экономику", – так Путин начал свое выступление на пресс-конференции.

"Большое спасибо! Я тоже рад нашей встрече. Я только что вступил в должность, и для меня это нечто особенное – история между Германией и Россией. И, учитывая это, очень хорошо, что у нас такие плотные экономические связи. И они развиваются дальше", – ответил Шольц.

Рукопожатия не было. Лидеров снова, как и при встрече с Макроном, разделяет большой стол – по уже известным причинам.

В аэропорту Внуково на немецкий борт номер один поднимается врач посольства Германии, чтобы сделать Шольцу тест на ковид. Немецкое телевидение комментирует: "Нет уверенности, что российская сторона примет немецкие ПЦР-тесты".

Да, российский тест тоже нужно сдавать, но немецкий канцлер, как и французский президент, отказался. Потому и переговоры с Путиным прошли на расстоянии, через стол. Приезд кортежа Шольца в Кремль снимает в том числе и оператор DW. Корпункт этого телеканала в Москве закрыт в ответ на закрытие в Германии телеканала RT. Но в составе немецкого пула съемочной группе быть разрешено. По понятным причинам, в Кремле к журналистам "Немецкой волны" проявляют повышенное внимание.

"Все это выглядит, конечно, очень странно, но такова сейчас жизнь: корреспондент DW из Кремля "прямится", то есть проводит прямое включение. Это снимают камеры российских телеканалов. Ну а мы, в свою очередь, снимаем рассказ про это", – рассказывает корреспондент ВГТРК Павел Зарубин.

Ситуация вокруг RT и DW – один из сильных раздражителей в отношениях двух стран, но понятно, о чем в первую очередь идет речь.

"Значительную часть нашего времени мы посвятим обсуждению ситуации в Европе, связанной с безопасностью и с теми дискуссиями, которые сейчас так остро развернулись по этому вопросу, в том числе и в связи с событиями вокруг Украины. И, конечно, мне было бы в этой связи очень полезно, интересно услышать и ваши собственные оценки того, что происходит", – обратился Путин к Шольцу.

"Ясно, конечно, что сейчас, в это время, когда возникла такая сложная ситуация в том, что касается мира и безопасности в Европе, мы должны общаться, как вы это делали уже с моим французским коллегой. И я рад, что сейчас стало возможным, что мы все это обсудим. Очень важно, чтобы взаимоотношения между государствами разрешались всегда путем диалога", – ответил канцлер ФРГ.

О том, чем оборачивается отсутствие диалога, Германия и Россия просто не имеют морального права забывать. Перед началом встречи с Путиным Шольц приехал в Александровский сад Кремля. В должности канцлера он работает недавно и не со всеми протокольными подробностями знаком. Долго стоит, глядя на венок, хотя уже пора к нему подойти. Канцлеру аккуратно напоминают.

Момент – по причинам, понятным все миру – особенно символичный: новый канцлер Германии возлагает цветы к Могиле Неизвестного солдата. Сколько миллионов судеб сломала война – то, что нужно помнить всегда.

Придумав угрозу новой войны, Запад одновременно придумал и то, что запуск "Северного потока-2" лучше бы попридержать, а то и вовсе отменить. Путин в разговоре напоминает:

"Россия является надежным поставщиком энергоресурсов уже очень давно, десятилетия. Не было за все эти десятилетия ни одного сбоя в поставках энергоносителей из России, все делается на рыночных принципах, и здесь нет никаких абсолютно вопросов и сомнений. Более того, мы приняли решение, и оно в известной степени беспрецедентное, – допустили немецких партнеров к добычным активам", – подчеркнул Путин.

И хотя переводчики лидерам не нужны и потому беседу ничто не задерживало, переговоры все равно получились весьма продолжительными.