Проект нового пространства Театра Камала разработает консорциум архитекторов из России, Германии и Японии

18 февраля 2022 10:11
17 февраля были объявлены итоги Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского государственного академического театра им. Галиасгара Камала.

Консорциум под лидерством бюро "Ваухаус" (Москва, Россия), в который входят бюро Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), "ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича" (Казань, Россия), стал победителем международного конкурса архитектурных концепций.

Театр Камала – старейший национальный театр России. Его почерк узнаваем в переосмыслении национального искусства, насыщенности репертуара, использовании разных языков и техник. Театр Камала – важная точка тюркского мира, он много лет проводит объединяющие форумы и сотрудничает с европейскими партнерами. C 1985 года театр занимает здание-парусник – яркий символ советского модернизма, который стоит на берегу озера Кабан и является одной из визитных карточек Казани.

Наталия Фишман-Бекмамбетова, помощник Президента Республики Татарстан, сопредседатель экспертного совета: "Во-первых, я невероятно благодарна за эту возможность и искренне горжусь тем, из чего Казань сегодня выбирает. Когда Казань выбирает из настоящих мировых звёзд, мне кажется, это уже огромная победа в любом случае. Во-вторых, я горжусь тем, каких людей мы сумели собрать и вовлечь в этот процесс. Очень здорово, что это делается вместе с театром, вместе с казанскими профессионалами, вместе с казанскими краеведами. В-третьих, это готовность Казани и Татарстана, нашего Президента, реализовывать такие проекты. Готовность строить такое здание, готовность не просто создавать эффектный снаружи объект, а оснащать всем необходимым оборудованием, всеми процедурами, всеми процессами, которые нужны театру это тоже большой шаг".

Ирада Аюпова, министр культуры Республики Татарстан: "Театр Камала как наследник и хранитель традиций татарского театрального искусства известен далеко за пределами татарского мира. На протяжении многих десятилетий он так же популярен и востребован русскоязычной аудиторией города Казани и других городов России, вызывает безусловный интерес представителей тюркоязычной цивилизации и любителей этнического искусства самых разных стран. Именно поэтому так важно, чтобы у театра появился новый современный дом".

Новое пространство не имеет аналогов в стране. Впервые в постсоветской культуре театр будет создан в точном соответствии с запросами коллектива: у труппы появятся возможности для экспериментов с технологиями и пространством, проведения современных форматов – от лекций до перформансов. В то же время новый Театр Камала призван стать дружелюбным инклюзивным местом, востребованным у посетителей, демонстрируя, каким разным может быть современный театр.

Важная миссия конкурса – бережная работа и переосмысление в архитектуре той части национальной культуры, которую на протяжении десятилетий хранит и транслирует труппа театра. Став новой архитектурной доминантой, здание не утратит связи с контекстом – уникальной экосистемой цепочки озер Кабан, центром насыщенной городской жизни. Театр станет еще одним местом притяжения для казанцев и гостей города.

Конкурс проходил в два этапа. Его география охватывает 87 компаний из 14 стран. 537 архитекторов со всего мира отправили заявки на участие в конкурсе. На втором этапе, в октябре 2021 года, было выбрано восемь консорциумов-финалистов.

Фарид Бикчантаев, главный режиссер Татарского государственного Академического театра им. Галиасгара Камала: "В составе жюри много театральных деятелей, профессиональных архитекторов. За нами стоят зрители, актеры, режиссеры, жители города Казани и Республики Татарстан в целом. Мы все вместе приняли непростое решение, потому что все проекты, которые были представлены, очень талантливы".

Финалисты создавали концепции с опорой на особенности места и глубинные потребности тех, кто здесь работает и живет. Важным решением в ходе подготовки конкурса стал "Тамашачы тамашасы" – спектакль в формате "театра горожан", где казанцы, непрофессиональные актеры, поделились со сцены своими ожиданиями о будущем театра. Архитектурная экскурсия, ток-шоу "Театр Камала в 2056 году", вовлекающая экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных консультаций с представителями города Казани и коллектива театра – лишь некоторые из шагов на пути от начала работы консорциумов до презентации готовых концепций жюри. 6 уникальных аналитических материалов ученые и деятели культуры создали для финалистов, 75 экспертов в области истории и этнографии помогали участникам прочувствовать дух места и понять содержательную культуру жителей.

Подробное функциональное задание конкурса закладывает основу проектирования для успешной работы театра в долгосрочной перспективе и описывает требования к новым пространствам и сценариям. Так, в новом здании должны появиться три зала – Большой, Универсальный и Восточный, креативно-образовательные лаборатории, общественная зона, а также репетиционные и административные помещения. Среди принципов проектирования – уважение к местной культуре, нацеленность на будущее, самостоятельность и инклюзия, преемственность, включение в город.

Перед конкурсантами стояла нетривиальная задача: с одной стороны, выполнить условия функционального задания, которое было составлено вместе с представителями театрального коллектива. С другой – в процессе знакомства с местом, актерами и зрителями суметь почувствовать и отразить в архитектуре здания облик "сердца татарского народа".

В жюри конкурса под председательством мэра Казани Ильсура Метшина вошло более 30 представителей мира архитектуры, городского развития, театрального искусства. Среди них: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.

Описание концепции-победителя:

Геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: "ледяными цветами" на озере Кабан. Зимой объем сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой места будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади. "Заостренность", устремленность характерные черты татарской культуры, архитектуры и искусства.

Новое здание задумано как часть топографии места, как парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными и продолжающими существующее благоустройство набережных. Форма, вдохновленная самой татарской душой: острая/закрытая снаружи и мягкая/гостеприимная внутри. Концепция освещения зажечь теплое нутро фойе и постепенно растворить свет треугольными панелями фасада. Яркая орнаментальная отделка панелей в интерьере отсылает к традиционным татарским изделиям и создает теплую атмосферу.

Фойе как "городская гостиная" визуально соединяет город и озеро. Входы со всех сторон здания создают маршруты движения посетителей, а также обеспечивают естественный свет и вентиляцию. Концепция создает комфортную среду и удобные маршруты для всех работников театра: просторный этаж для артистов и администрации, комфортное размещение всех мастерских. Минимизируется площадь подземного этажа, чтобы облегчить доступ и обслуживание, а также снизить стоимость строительства и эксплуатации.

Тремя лучшими стали концепции:

1. консорциума под лидерством ООО "Ваухаус" (Москва, Россия), в который входят Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО "ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича" (Казань, Россия);

2. консорциума под лидерством Bespoke (Казань, Россия), в составе: "Асиф Хан" (Лондон, Англия), Charcoalblue (Лондон, Великобритания), AKTII (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Глазго, Великобритания);

3. консорциума под лидерством ООО "Метрополис" (Москва, Россия), включающего: Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия), ООО "Мириада групп" (Казань, Россия).

Они получат вознаграждение в размере 2,5 млн, 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно. Реализация проекта-победителя запланирована на 2026 год.

Подробности: http://theatre.tatar/.