"Мертвые души" — премьера в Театре Романа Виктюка
Молодой следователь Порфирий Петрович расследует дело Чичикова. Допрашивает товарищей по учебе, сослуживцев по департаменту, коллег по службе в таможне. Создатели спектакля подробно исследуют биографию главного героя – до аферы с Мертвыми душами.
Худрук театра Денис Азаров давно думал о "Мертвых Душах". Говорит, для того, чтобы взяться за этот текст, не нужен особый импульс. Это постоянная величина.
Денис Азаров: "Там во всем тексте заложен совершенно уникальный парадокс, что все что описывает Гоголь, оно не очень лицеприятное, нет ни одного положительного персонажа, мужики, Русь описывается как Богом забытое место. Но при этом там есть лирические отступления, где он задается вопросом — почему, если все так плохо, почему сюда тянет? "
По замыслу создателей спектакля, действие происходит в условном 2050 году. Используется прием из фильмов ужасов – герой из города попадает в мир социальных
"Это тоннель, по которому проносятся сапсаны. Действие спектакля происходит на одном из полустанков, где поезд никогда не останавливается. А ещё это портал в другое измерение, где обитают мёртвые души".
В спектакле много фольклорных текстов, в которых говорится о контактах с потусторонним.
Русь предстает мифологической и непознаваемой страной. Звучат русские сказки, былины и народные песни в современном звучании, в жанре электро-фолк. Сцена, которая называется инициация, отсылает к ритуалу посвящения.
В такую Русь, где верят в приметы, чертей, где используют приговоры и отвороты, приезжает Павел Иванович Чичиков.
Сергей Епишев: "Я не знаю, что про него сказать. Я до сих пор не могу сформулировать, что это за персонаж. Что он делает, какой он. Он никакой. Он хамелеон, он мимикрирует под любого, с кем он общается. У него нет идентичности, у него нет психологии вообще. Это существо, это какое-то существо. Он не человек. В одно слово — нечеловек, сущность".
Актер Дмитрий Бозин, воплощающий Плюшкина – своего персонажа тоже считает скорее метафорой, чем реальным характером.
Дмитрий Бозин: "Плюшкин — мой любимый персонаж. Да! Я думаю он очень у многих любимый персонаж. Самый теплый, и самый странный, и самый далекий от людей. Знаете, большинство людей в Душе интроверты. И мне кажется, поэтому Плюшкин всегда будет вызывать внутреннюю симпатию".
Тексты лирических отступлений в спектакле тоже звучат, в том числе и риторический вопрос — Русь, куда ж несешься ты? Образ дороги в хрестоматийном тексте и массовой культуре.