Хор "Оптина пустынь" выступил в Московском Доме музыки
"Пение древней церкви": хор "Оптина пустынь", вокальный коллектив, созданный в Петербурге, на подворье одного из старинных русских монастырей, поет и на службах, и на концертах. Антон Николаев услышал коллектив в Московском Доме музыки.
В России не так уж и много монастырей, в которых есть хор, целиком и полностью состоящий из профессиональных певцов. Чаще поют сами монахи или одаренные прихожане. А вот на петербургском подворье монастыря Оптина Пустынь все богослужения сопровождаются песнопениями выпускников консерватории.
"Монастырская всенощная у нас, например, на подворье четыре часа идет. Монахам это тяжеловато. Поэтому монахи, как правило, поют на два клироса, то есть одни отдыхают, другие поработали. То есть пополам делится нагрузка певческая", – пояснил регент хора Александр Семёнов.
В прошлом году коллектив отметил 25-летие. Тем не менее – обязательная репетиция. Особенно сегодня, говорит регент хора, необходимо настроиться на выступление. "Вокруг очень много всего происходит, но наша задача сегодня на концерте не принести то, что и так уже есть в воздухе, а принести что-то иное, чтобы люди на нашем концерте могли немножечко переключиться в другие реалии", – добавил Александр Семёнов.
Программа выбрана необычная – "Пение древней церкви". Хор исполняет произведения, созданные в IV-V веках и вплоть до разделения церквей на православную и католическую в ХI веке. Asperges me – григорианское песнопение Х века на латинском языке. Обычно исполняется в храмах во время окропления святой водой. А вот еще одно – "Свете тихий". Это уже Византия, тоже Х век. Рукопись этого произведения сохранилась в монастыре Киприана и Иустины в Греции.
Во время антракта своими впечатлениями спешит поделиться игумен Лазарь из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Для него церковное пение – и служение и профессия. Игумен Лазарь – декан факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии.
"Мы понимаем, насколько сложно вообще, скажем, реконструировать эти песнопения, потому что, когда мы говорим о веках, мы знаем, что I тысячелетие – это устная традиция, это традиция от ученика к учителю, от учителя к ученику. Тогда еще не было звукозаписи, и поэтому мы уже когда-то очень давно говорили о том, что здесь приходится во многом идти на ощупь", – рассказал декан факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии Игумен Лазарь (Гнатив).
Всего прозвучали песнопения на 7 древних языках – грузинском, староармянском, византийском, латинском. И, конечно же, древнерусском. Пока удалось расшифровать древние записи только XVI века. На их основе и создана реконструкция знаменного распева.
"Были значки, которые напоминают крюки или знамена, поэтому называется знаменное пение. Записи тоже видоизменялись. И вот те записи, которые датируются веком XVI и второй половины XVI века, к ним найден ключ", – пояснил солист хора Виктор Хапров.