За Гомера поэмы писала женщина
В VIII веке до новой эры (точнее дату назвать трудно) в Греции жил человек по имени Гомер. О его жизни, характере, поступках неизвестно ничего вообще. Призрачно даже место его рождения. Поэтому, как пошутил в древнеримский поэт Авл Геллий, за право называться родиной Гомера, спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины.
Неизвестно, повторюсь, ничего, за исключением единственного факта – он писал эпические поэмы. Эпические, означает стихотворные повествования о героическом прошлом, воссоздающие целостную картину жизни народа и страны в полной гармонии с культовыми личностями.
Сочинительство Гомеру давалось неплохо, скорее даже очень хорошо, поэтому он создал "Илиаду" – древнейший из известных сегодня памятник европейской литературы. Следом сочинил "Одиссею".
Это единственный факт биографии поэта, ставший достоянием общественности. Все остальное: место, где поэт сочинял свои произведения и то, что Гомер являлся рапсодом – профессиональным исполнителем эпических поэм – остается догадками и предположениями ученых.
По понятным причинам долгие века и даже тысячелетия прогрессивная общественность и мировая культура восторгались поэтическим даром и умением сказителя оживлять картины минувших событий. Пока II веке следующей, новой эры не появился на свет Божий мифограф Птолемеей Хенн Гефестион.
О Птолемее тоже известно немного: сын Гефестиона, по прозвищу Хенн он жил в Александрии, был современником римских императоров Траяна и Адриана, грамматиком. И написал "Удивительные истории", драму "Сфинкс", поэму "Анфомер" и еще 7 книг, объединенных названием "Новая история для многознающих".
Именно на него как на первоисточник ссылается сомневающийся в авторстве "Илиады" Константинопольский патриарх Фотий, живший в IX веке, заявляя, что "Фантасия, женщина из Мемфиса, дочь Никарха, до Гомера написала повествование о Троянской войне и приключениях Одиссея. Книги были положены, как говорят, в Мемфисе; Гомер отправился туда и получил список от Фанита, храмового писца, и сочинял, вдохновляясь ими".
Чтобы избежать ответственности, как истинный византиец, Фотий на всякий случай называет Птолемея "выдумывающим лживые басни". Так что понять его отношение к Гомеру и его творчеству, былине о Фантасии и Птолемею довольно сложно.
Чуть позже, примерно 300 лет спустя, архиепископ Фессалоникийский Евстафий Солунский (прославившийся как историк и автор комментария к Гомеру), ссылаясь на слова "некого Навкрата" утверждает, что, Фантасия была дочерью Никарха из Мемфиса, женой Разума и прислужницей Мудрости. Обладая поэтическим дарованием, она написала поэмы о Троянской войне и путешествии Одиссея, положив книги в храм Гефеста в Мемфисе.
Позже Гомер посетил это святилище и убедил жрецов сделать для него список с рукописей Фантасии, которые и использовал в своей работе над "Илиадой" и "Одиссеей".
Руководствуясь сохранившимися сведениями ученые последних веков неоднократно пытались выяснить, кем была (и была ли в действительности) поэтесса с такими именем. Первым делом проверили не могла ли под именем Фантасии скрываться верховная жрицы бога Луны поэтесса Энхедуанна – первая из женщин Земли подписывала свои произведения. Не сходились даты. Если Гомер жил в VIII веке до новой эры, то Энхедуанна родилась примерно на 15-16 веков раньше. А события, описанные в поэмах произошли после ее смерти.
Сошлись на том, что, вероятнее всего, Фантасия жила в XII веке до новой эры, в XX династии Нового царства – в эпоху высшего расцвета цивилизации фараонов. А значит вполне могла быть свидетельницей Троянской войны, поэтому и написать поэму о ней и о возвращении Одиссея на Итаку.
Поскольку никаких сведений о Фантасии не нашлось, ученые принялись обсуждать происхождение ее имени. Одни считали, что слово фантазия произошло от ее имени. Другие утверждали, что вероятно египтянка Фантасия была жрицей богини Исиды, поскольку в ее имени есть корень Phant/Phont, который обозначал жреческого сана тогда, а у коптов сохранился по сей день.
Сочинял ли писатель Гомер сам или "списал" свои эпические поэмы сказать трудно. Но есть еще одни аргумент в пользу поэтессы Фантасии: даже подвергающие сомнению ее существование ученые склоняются к тому, что автором "Одиссеи" была женщина: слишком много в тексте подробностей и деталей, касающихся деталей домашнего быта, которые никак не могли занимать мужчину и поэта.
Возможно родство Фантасии с Разумом и Мудростью – поэтическая вольность восторженного почитателя ее таланта. Но 8 марта читать, что женскому уму и ее бесчисленным дарованиям поклонялись в веках бесконечно приятно.