Вспоминая Рустама Ибрагимбекова...
На 84-м году ушел из жизни драматург и сценарист Рустам Ибрагимбеков. Он был убежден, что главное предназначение кино – рождать в зрителе сопереживание. О творческом методе мастера – Станислав Анисимов.
"В этом мире есть вещи, которые знаю только я. И никто, кроме меня, о них не напишет", – говорил Рустам Ибрагимбеков. Автор сценариев более чем к 40 художественным и телевизионным фильмам, главным он считал свой жизненный опыт, которым и старался поделиться с читателем и зрителем.
"Есть художники, которые смотрят на глыбу, мрамор и уже видят скульптуру, они отсекут лишнее и получат ее. Я не из таких. Я похож на человека, который бродит по лесу, видит корягу, которая вызывает в нем какие-то ассоциации, он начинает ее обрабатывать и в результате получает то, что нужно", – отмечал Ибрагимбеков.
Известность к Ибрагимбекову пришла, когда он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму "Белое солнце пустыни". Гражданская война – всего лишь одна из тем этого фильма, как говорил сценарист. Для меня это история про героя, который в страшных обстоятельствах хочет остаться человеком.
"Как остаться человеком? Как сохранить личность, когда тебе навязывают, я не имею в виду даже общую идеологию. А каждое сообщество имеет свою идеологию, так называемый, коллектив.Все зависит от его качества, и он пытается подчинить. А возможности у коллектива были очень большие", – отмечал мастер.
Меланхолия и трагизм, обилие многозначительных деталей. Роман Балаян изменил первоначальный замысел Рустама Ибрагимбекова, но сохранил главное – переплетение разных культур и мировоззрений, неповторимое настроение: тихое увядание природы, печальную осень. Предзнаменование грядущих перемен, которое уловил сценарист.
Совместная работа с Никитой Михалковым – еще один важный этап в творчестве Ибрагимбекова. "Утомленные Солнцем" – картина не обличающая, а наполненная драматизмом, в котором существовал Советский Союз, как пояснял сценарист. "Мы старались увидеть нашу жизнь в объеме, а не просто в плоскости политических суждений".
"Мои герои, они попадают в обстоятельства, которые я придумываю. И потому как они себя ведут, как действуют, как говорят, как реагируют и так далее, и так далее. Мы судим об их человеческих, гражданских и иных качествах. Я никогда их не описываю, даю читателю возможность самому это довообразить", – рассказывал Ибрагимбеков.
Любое художественное произведение, как говорил Ибрагимбеков, должно быть как море, чтобы тот, кто не умеет плавать, мог поплескаться у берега. Но оно должно быть достаточно глубоким для тех, кто хочет понырять.
11 марта в 18:20 смотрите на нашем канале документальный фильм-беседу с Рустамом Ибрагимбековым "Кочевник, похожий на льва".