В новом выпуске "Белой студии" - театральный художник Борис Мессерер

14 марта 2022 18:37
О воспоминаниях детства, о работе в легендарном альманахе "Метрополь", о духе свободы 1960-х, об Альберто Алонсо и Майе Плисецкой, о Фаине Раневской и Ростиславе Плятте, об Иосифе Бродском и Белле Ахмадулиной Борис Мессерер расскажет ведущей программы Дарье Златопольской.

В новом выпуске "Белой студии" — театральный художник, сценограф, педагог, народный художник РФ Борис Асафович Мессерер.

Смотрите 15 марта в 21:30 на телеканале "Россия — Культура".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О новой книге:
Недавно я книжку написал. Предполагаемое название — "Художник о художниках". Это мои наблюдения за коллегами. В книге представлен большой диапазон имен, в том числе великих, таких, как Александр Григорьевич Тышлер, Артур Владимирович Фонвизин. И, конечно, я рассказываю о своих современниках.

О знакомстве с Андреем Вознесенским:
Мы в одно время учились в архитектурном институте. И он был моим "рабом". У нас существовала такая практика: студенты младших курсов помогали старшим при сдаче дипломных, преддипломных работ. Объем очень большой, так что помощь действительно необходима. И вот Андрей (фамилии его я тогда не знал) был моим помощником. "Рабом", иными словами.
Кстати, в то время я уже начал работать в издательстве "Советский писатель". И однажды заметил там Андрея. "С высоты своего величия" спросил: "А ты что здесь делаешь?". И он ответил, что выходит его книжка стихов... "Каких стихов? Кто ты?", — спрашиваю. Только тогда я понял, что он и есть Вознесенский. Фамилия-то уже была на слуху, только я не знал, что вихрастый мальчик из моего института — поэт Андрей Вознесенский.

О фильме "На последнем дыхании":
Я много раз смотрел этот фильм. Он пропитан духом свободы, который растворен в пространстве, который существует независимо от обстоятельств. Это мой любимый фильм Годара, который привлекает своей легкостью, свободой и, конечно, мастерством съемок, потрясающими диалогами. Когда я смотрел его впервые, был впечатлен безумно.

О Фаине Раневской:
Когда готовился спектакль "Дальше — тишина", Фаина Георгиевна постоянно передавала через помощника режиссера, что хочет встретиться со мной, поговорить о костюмах. Я скептически думал: "Какие там костюмы? Подумаешь, какое-то пончо. Там же ничего нет почти! Зачем встречаться?". В итоге все же договорились встретиться, и я приехал к ней в дом на Котельнической. Она открывает дверь: ухоженная, с прической, в бриллиантах... И медленно, в неторопливой манере, которая совсем не соответствовала моему ритму жизни (в то время у меня было очень много дел, и я гонял на машине, как сумасшедший), начинает что-то говорить. И... я подчинился, подстроился под нее. Понял, что надо бросить все свои дела и слушать. А говорила она замечательно.

О Белле Ахмадулиной:
Многие неправильно воспринимают ее образ. Она была мученица. Мученица совести. Внешне — раскрепощена, легко выступала на публике. Но, по существу, была совсем другой — переживающей обо всех и вся. Боялась важных знакомств (например, с Борисом Леонидовичем Пастернаком). Была человеком с трагическим мироощущением. Многие поэты относились к жизни легче, чем она.

О главных ценностях:
В этой связи я всегда вспоминаю рассказ Солженицына "Один день Ивана Денисовича". В сложнейшей, кошмарной обстановке лагеря он сохранил себя как личность. Несмотря ни на что, верил в конечный успех, в свое предназначение, готовился к будущим свершениям — что и произошло.

"Белая студия". Смотрите 15 марта в 21:30 в эфире телеканала "Россия — Культура".