Кто все эти люди: феномен украинской миграции
Евросоюз в ужасе. 3 миллиона 200 тысяч граждан Украины покинули страну с конца февраля. Таковы данные ООН. Из них примерно 200 тысяч перебрались в Россию, остальные 3 миллиона были вынуждены перебраться в сторону Европы. В Россию нацики их не пускают. Впрочем, в РФ украинцев уже более 3 миллионов – это те, кто приехали к нам ранее. Как Евросоюз встречает украинских гостей?
По вечерам вот уже три недели центр Берлина подсвечивается желтым и синим – украинские флаги развешены на всех флагштоках, они спроецированы на дворцы и офисные здания. Хэштег Stand with Ukraine ("Вместе с Украиной") транслируют уличные мониторы, перемежая это сообщение рекламой французской водки. С внешними проявлениями поддержки киевского режима полный порядок. Аплодируют стоя.
В публичном пространстве оценки действий российской армии на Украине однозначны, и тут нет абсолютно никакой разницы между творчеством таблоида Bild и Министерством иностранных дел Германии. Штатные русофобы и шеф немецкой дипломатии Бербок рассуждают об этом так, как будто они только что, например, из Мариуполя. Но когда на большом экране бундестага меркнет лицо Зеленского, все становится на свои места – холодно и безапелляционно. "Об одном нужно ясно и однозначно сказать: со стороны НАТО не будет военного вмешательства", – заявил канцлер Германии Олаф Шольц.
Германия обещала Украине 2700 зенитных ракет из запасов советского оружия, хранившегося на складах со времен ГДР. Пишут, что поставила только пять сотен. Также на Украину ушли тысяча противотанковых гранатометов и еще 500 американских ПЗРК Stinger. И все – по заявлениям министра обороны Ламбрехт – возможности военной поддержки киевского режима по линии Бундесвера исчерпаны. Очевидно, Германия могла бы и старается помочь с приемом украинских беженцев – должен быть опыт – но половина газетных заголовков, посвященных этой теме, содержит в себе знакомое по миграционному кризису 2015 года слово "хаос".
14-й путь главного вокзала Берлина, куда прибывает скоростной поезд из Варшавы. На нем большинство беженцев добирается до столицы Германии. В начале этой недели приезжали по десять тысяч человек в день, но сейчас поток несколько спал – немецкие власти попросили поляков больше не присылать, Берлин не справляется.
Прибывающих встречают волонтеры в ярких жилетах. Тем, кто едет дальше к родственникам или знакомым, указывают нужную платформу, остальных отправляют на выход. Немцы оперируют цифрой 225 тысяч человек – столько граждан Украины попросили статус беженца в Германии – но есть подозрения, что очень многие о себе пока никак не заявили.
На площади перед вокзалом оборудован палаточный центр. Здесь можно получить оплаченную sim-карту на три месяца, какую-то медицинскую помощь, первичную регистрацию и направление в центр временного размещения. В принципе, из вокзала можно просто выйти и раствориться в Германии, но лучше все-таки регистрироваться. Это потому, что приезжают в основном женщины, дети. Приезжают девушки. И у поезда их встречают не только волонтеры.
"На платформе стоят люди, которые волонтерам могут предлагать деньги, чтобы забрать с собой несовершеннолетних детей. Мы получили информацию о подобных действиях и хотели бы это пресечь. Деньги также предлагают за женщин", – рассказал один из полицейских.
Публичные дома Германии открыто зазывают на работу молодых украинок, обещая им проживание и хорошую зарплату. Зафиксированы случаи, когда прямо на перроне немцы предлагают беженкам содержание в обмен на интимные услуги. В Перемышле (это, правда, Польша) из центра временного размещения была похищена девушка. В Дюссельдорфе 18-летняя украинка изнасилована нигерийцем и тунисцем, причем оба оказались гражданами Украины. И, похоже, это отдельный феномен нынешней украинской миграции.
Кто пересекает границу Евросоюза и насколько безопасны эти люди? Знакомый вопрос снова беспокоит немецкую полицию.
"Нам нужно знать, кто останется с нами в стране. Федеральное правительство слишком упрощает себе задачу, оставляя земли и муниципалитеты решать эти проблемы самостоятельно. Федеральное правительство должно сделало все возможное, чтобы зарегистрировать людей, приезжающих в Германию, провести проверку безопасности и затем распределить их контролируемым образом по всей стране", – заявил Томас Штробль – министр внутренних дел федеральной земли Баден-Вюртемберг.
Этим автовладельцам из Гамбурга не повезло припарковаться на ночь рядом с машиной с российскими номерами – заодно и им досталось. Впрочем, с темпами роста цен на топливо пользование автомобилем скоро может стать в Европе не то что роскошью – признаком особого достатка. У тех граждан Литвы, кто проживают недалеко от белорусской границы, есть возможность заправляться в соседнем государстве – выходит в три раза дешевле. Но для немцев это явно не вариант, и в случае отказа от российской нефти, а такое развитие санкционной политики ЕС, что называется, "на столе", придется туго – 2,5 евро за литр 95-го не предел.
На неделе британский премьер Джонсон попытался найти замену российской нефти – ездил в Саудовскую Аравию, наводил справки. Но результат для него – печальный. Эр-Рияд останется в рамках политики ОПЕК и никаких дополнительных объемов нефти на рынок выбрасывать не будет. То же самое – Объединенные Арабские Эмираты, где вообще торжественно приняли союзника России президента Сирии Башара Асада: более явного сигнала о взглядах монархий Персидского залива на текущую политическую ситуацию придумать сложно. Придется как-то выкручиваться. Начинать чем-то жертвовать.
"Нам нужны креативные решения. Идея отказа от использования автомобилей по воскресеньям была бы очень символична даже не в вопросе экономии, а нашей готовности внести свой вклад. Имеет смысл подумать и о общем ограничении скорости", – говорят немецкие политики.
Не только скорости, но и вообще потребления. Немецкие и итальянские дальнобойщики, которым не нравятся цены на топливо, угрожают парализовать грузоперевозки и блокировать автомагистрали. Фермеры в Греции и той же Италии протестуют, устраивая пробки из сельхозтехники на городских улицах: у них нет не только топлива, но и удобрений. Из магазинов исчезают товары длительного хранения. Пока еще есть рапсовое масло. Говорят, его можно использовать в качестве топлива, но только на каких-то старых автомобилях. Современные модели его "не переваривают". Французский сатирический журнал Charlie Hebdo – в своем стиле: "Катайтесь на украинцах".
Впрочем, по нынешним временам, даже проявления эмпатии выглядят довольно цинично. "У нас есть много возможностей проявить солидарность, мы можем померзнуть за свободу. Мы также можем выдержать несколько лет, имея меньше счастья и радости в жизни", – считает немецкий политик Йоахим Гаук. Господин Гаук как бывший федеральный президент Германии относится к тому классу немцев на пожизненном гособеспечении, кто, как и Олаф Шольц (он лично в этом признавался), имеет возможность не обращать внимания на ценники. Рядовым же гражданам Германии, наверное, было бы интересно уточнить: несколько лет меньше радости и счастья – это сколько и куда вообще занесет Европу санкционная кривая?
Юмористические программы иронизируют над политиками, которые пытаются ей рулить, например, над министром экономики Робертом Хабеком. У него-то тоже все будет в порядке. Наверняка. "Каждый может экономить в повседневной жизни, раньше не очень хотело это делать, а вот теперь, когда речь о Путине, надо использовать все средства. Например, обогревать только те комнаты, которые вы действительно используете. Если закрывать кастрюлю крышкой, это сэкономит 30%. Надеть свитер, а еще дверь закрыть, опустить жалюзи и закрыть шторы. Попробуйте не так долго мыться".
На данный момент Европа успела наштамповать четыре пакета антироссийских санкций. Последений – как раз на прошедшей неделе. И вроде бы готовится пятый. Многие эксперты в Европе полагают, что российская экономика и финансы готовы принять этот удар. Вопрос: готовы ли европейцы? И тут ясно только одно: платить за санкции будут точно не те люди, которые их придумывают.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.