2022-й год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

29 марта 2022 20:18
В числе тех, кто даёт этому наследию новую жизнь — Ольга Орлова-Холодкова. Художник и реставратор, несколько лет назад она увлеклась русским народным костюмом. С тех пор сменила адрес и одевает целую деревню.

Художник Ольга Орлова-Холодкова конструирует и шьет костюмы в русском стиле для своих соседей — жителей деревни Хволово Истринского района Московской области. Вот уже несколько лет в этих костюмах дружно отмечают Троицу.

В маленький, как будто сказочный домик художницы Ольги Орловой-Холодковой уже ранней весной соседи приходят на примерку. На этот раз сразу трое: Елена и ее внуки Денис и Ева.

До Троицы, которую традиционно отмечали в деревне Хволово, еще несколько месяцев. За это время Ольге надо успеть одеть всех жителей деревни, которые будут участвовать в празднике: "Вот, например, венец, он надевался девушке на свадьбу — венчальный. Поэтому он и назывался венец. Бабушке мы его надеть не можем. А мы ей наденем пинежскую повязку".

Когда Ольга с мужем переехали жить за город, сначала решили построить дом в русском стиле. Но этого художнице оказалось недостаточно. Захотелось, по ее словам, "ощущения деревни". Выяснила у бабушек-соседок, что в каждой деревне был свой ежегодный праздник. В Хволове — Троица. На нее Ольга и решила собрать за столом всех жителей.

"Я подумала, что многие люди, приехав на субботу-воскресенье, они все заняты своими садами-огородами и придут, посидят минут пять — десять и разойдутся опять на труды. Я подумала, а как же мне их на целый день заставить, чтобы они сидели радовались и пели русские песни. И я поняла, что их нужно просто одеть в костюмы и тогда они не убегут на свой огород", — рассказала художница.

Подготовка к празднику занимает весь год. Число костюмов и головных уборов увеличивается. Их Ольга шьет только вручную. Старается использовать натуральные ткани, винтажные и антикварные материалы.

Ольга Орлова-Холодкова: "Вот эта тесьма — это споротая с 50-х годов чешской салфетки такой велюровой".

Сшитые вещи часто дополняются готовыми — какие-то предметы Ольга покупает в антикварных лавках. Свои костюмы называет живыми, говорит, это вовсе не реконструкция и не реплики подлинных, а просто стилизация: "Я старалась делать так это, чтобы было ощущение, что это какая-то погибшая губерния, чтобы была иллюзия настоящего".

Здесь же в своем доме, заполненном всякими приятными мелочами и собственноручно написанными пейзажами окрестностей деревни Хволово Ольга реставрирует иконы. В основном те, которые восстановить почти невозможно.

"Многие люди приносят иконы просто в церковь и отдают за ненадобностью, хотя это очень грустно. Порой приносят две половинки и даже нет изображения — на сжигание. Я батюшке говорю — ничего не сжигаем, все отдаем мне. Я все склеиваю, все дописываю, и отдаю ему обратно", — поделилась Ольга Орлова-Холодкова.

Реставрация икон и создание костюмов существуют параллельно. Один процесс помогает глубже понять и познать другой.