Впервые в Эрмитаже – выставка флорентийской скульптуры XV века

31 марта 2022 20:35
В экспозиции – 25 работ крупных мастеров эпохи Возрождения.

Впервые в Эрмитаже – выставка флорентийской скульптуры XV века из запасников музея. В экспозиции – 25 работ крупных мастеров эпохи Возрождения. Большинство из них публика увидит впервые. Екатерина Грициенко расскажет подробнее.

Объемные фигуры станут плоскими, когда Донателло введет моду на тонкий рельеф. А Иисус со временем встанет на ножки и будет благословлять зрителей. Так менялось полуфигурное изображение Мадонны с младенцем в течение XV века. За шесть столетий сохранились не только скульптуры, но и рамы – тоже часть произведений. Материал композиций сравнительно прост и недорог: дерево, гипс, керамика. В таких работах нет мощи мраморных алтарей и бронзовых статуй. Зато их могли раскрасить, подобно картинам.

"Есть выставки пророческие, есть выставки-мосты и есть выставки-лекарства. Это так – душа отдыхает. Так же, как мы в начале ковида открыли выставку русской иконы, вот это продолжение этой традиции. Красота спасет мир, мы спасем красоту и с помощью красоты мы спасем себя", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

XV век – один из важнейших в истории мировой скульптуры. Центр развития искусства в то время – Флоренция. Имена, которые звучат на выставке, не столь известны широкому зрителю, но это скульпторы первого ранга эпохи Возрождения. Лоренцо Гиберти – автор бронзовых ворот флорентийского баптистерия. Тех самых, которые Микеланджело назвал Вратами Рая.

Увидеть фрагмент знаменитой работы могут и посетители Эрмитажа. Рельеф "Мадонна с младенцем" украшает изображение лежащей Евы. Такая же фигура и на флорентийских воротах.

Святой Себастьян – единственная крупная скульптура XV века в собрании Эрмитажа. На ренессансных изображениях святой привязан к дереву перед казнью. Для мастеров эпохи Возрождения красота тела важнее количества ран.

Скульптура создана в мастерской Луки делла Роббиа. Это он изобрел майолику особый вид керамики, покрытой глазурью. Техника, столь популярная в XV веке, другим художникам была недоступна.

"Это был семейный секрет Делла Роббиа. И весь XV век они его держали, а потом этот секрет перестал быть секретом, появились другие мастерские, а потом интерес к этому пропал", – пояснил куратор выставки Сергей Андросов.

Среди тихих сенсаций выставки – бюст святого юноши. Долгое время работу приписывали Леонардо да Винчи. Тонко выполненное лицо сродни чертам ранних Мадонн художника. При этом достоверных скульптур Леонардо нет. И все же попробовать разгадать эту и другие загадки может каждый посетитель Эрмитажа.