В новом выпуске "Белой студии" – Андрей Кончаловский

04 апреля 2022 20:36
Смотрите 5 апреля в 21:40 на телеканале "Россия – Культура". 

В новом выпуске "Белой студии" – режиссёр, сценарист и продюсер, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.

О противостоянии Востока и Запада, интеллигентах и интеллектуалах, переосмыслении картины "Андрей Рублёв", а также о новых работах – спектакле "Укрощение строптивой" в Театре им. Моссовета и грандиозном многосерийном фильме "Хроники русской революции" – он расскажет ведущей программы Дарье Златопольской.

Смотрите 5 апреля в 21:40 на телеканале "Россия – Культура".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О России и Западе

У нас совсем другая судьба. Русский человек живет под санкциями уже тысячу лет или даже больше. Эти "санкции", прежде всего, – климат и география, условия, в которых развивается наша великая культура. И они отличаются от западных радикально.

Борьба Запада с Востоком – очень древняя история. Это борьба латинского с греческим. Это борьба Ватикана с Византией. И ссора, которая произошла между католиками и православными, случилась, когда крестоносцы разорили Византию. С этого момента и начался настоящий раскол, мы стали враждебны друг другу. Бердяев сказал, что русскому легче договориться с татарином, чем с поляком. Потому что "железный занавес" – он между латинским и греческим восприятием мира.

Об интеллигентах и интеллектуалах

Понятие интеллигенции есть только в России. В Европе нет интеллигенции: есть интеллектуалы. А в России – и интеллигенты, и интеллектуалы. Струве писал, что первый интеллигент – это Радищев, а первый интеллектуал – Пушкин. Интеллигент истеричен, а интеллектуал – вдохновлён. Конечно, между ними большая разница. Интеллигенция могла возникнуть только там, где "европейское" сознание и образование пришли в среду разночинцев. А разночинцы родились из "чёрного" народа. В России большинство людей не пили французское вино, не говорили на языках и не носили париков. Для них то самое "образованное" общество становилось всё более и более чуждым, "иностранным". А интеллигенция защищала перед "белыми" "чёрных".

О творчестве

Каждый художник создаёт некий мир. И пытается понять, зачем он живёт. И, если он искренен, то никогда этого ответа не найдёт. Как говорил Эйнштейн, "моя главная задача – понять замысел Бога, остальное – детали". Но стремление понять – не значит ответить.

О добре и зле

Кто-то из индусов сказал: чтобы судить человека, нужно надеть его башмаки и пройти его дорогу. У каждого свой путь, и очень немногим удаётся понять ошибки, заблуждения, мечты другого человека. Абсолютно плохих людей не так много – и они не нормальны. Как и абсолютно хорошие. Я сам только в последние десять лет понял, что не нужно давать прямых ответов. Нужно, чтобы зритель сам сделал для себя какие-то выводы.

О постановке "Укрощение строптивой"

В этой комедии происходит соединение небес и балагана. У итальянцев балаганное искусство в крови. А вот для русского артиста, напротив, это очень сложно. Как итальянцу сложно играть Чехова, так же русскому тяжело играть чистую комедию дель арте.