"Перекресток утопий". Музей истории российской литературы имени Даля представил новую экспозицию
"Перекресток утопий". Музей истории российской литературы имени Даля посвятил выставку образам будущего в советской литературе 20-х годов. Каким видели "дивный новый мир" писатели того времени, и кто из них оказался провидцем, узнала Юлия Кундрюкова.
Образ солнца – центральный в 20-е годы для писателей-утопистов. Многие из них вдохновлялись произведением итальянского философа XVII века Томмазо Кампанеллы. Его труд в этот период активно переиздают, а писатели, поэты и художники начинают выстраивать реальность будущего, утопически счастливого и яркого, как это самое солнце.
Ученые тоже поймали эту волну. Биофизик Александр Чижевский, например, всерьез исследовал влияние солнечной активности на ключевые исторические события и доказывал: бунты, революции и катаклизмы напрямую связаны с активностью Солнца.
"Солнце – это, конечно, один из центральных образов агитационного искусства. Но этот образ возникает не только на плакатах, но и в художественных текстах, художественных произведениях того же Луначарского. Луначарский пишет пьесу "Кампанелла".
Мечты о счастливом будущем идеологизированы. Счастье возможно только в рамках социалистической теории, об истоках которой писал в одной из книг тот же Луначарский. Вот иллюстрация его идей: истоки социализма в виде древа, где у религиозных течений – не последнее место.
В противовес культу машин экономист Александр Чаянов создает аграрную утопию, которую можно назвать"ретроутопией" – возвращением к крестьянским ценностям.
"В своём романе "Путешествие в страну крестьянской утопии" Чаянов обращает внимание на то, что нужно поучиться у крестьян кооперации. И вообще нужно специальной директивой уничтожить города, а жить в какой-то сельской местности", – заявил куратор выставки Тимур Хайрулин.
Писатели-фантасты 20-х годов смотрели на реальность сквозь утопические линзы. Зрителям предлагают проделать то же самое: сквозь прозрачные буквы трафаретов, цитат из их литературных произведений видны документальные снимки, например, строительства Турксиба. И, конечно, многие мечты писателей были связаны с возможностью полета в космос. Алексей Толстой пишет "Аэлиту" по этому роману практически сразу снимают фильм и даже мультфильм. Многое из тех идей действительно стали реальностью. Например, Велимир Хлебников в своей статье предсказал появление Интернета – вот карта с паутиной связи.
Один из последних залов посвящен антиутопии. Замятин один из первых, кто задумался о гуманистической составляющей теорий будущего.
"Никакой частной жизни в общем-то не существует, а мы все находимся под таким вот неким взором великого правителя. И постепенно эти антиутопия и утопия выходят в такой исторический контекст, то есть фантазия выходит в реальность", – рассказала куратор выставки Марина Краснова.
А реальность такова, что очень многие из тех, кто фантазировал о будущем, оказались в расстрельном списке. Как, например, Александр Чаянов, которого обвинили в намерениях организовать восстание в деревне и в 37-м расстреляли. Или Замятин, который просил у Сталина о выезде за границу и умер в том же 37-м в Париже.