Жители Мариуполя и пленные украинцы возвращаются к мирной жизни
Украинские войска наносят новые удары по жилым кварталам Донбасса. Реактивными снарядами обстреляна Макеевка, не менее трех гражданских ранены в Донецке. А из Мариуполя за последние восемь часов удалось эвакуировать более 200 человек. Впрочем, освобожденные районы города медленно возвращаются к мирной жизни. Началась она и для украинских пленных, захваченных российскими войсками в зоне боевых действий.
Спецобъект министерства юстиции Донецкой народной республики. Только здесь содержатся больше 2000 пленных украинских военных, а подобных учреждений на территории ДНР не одно и не два. Стройными рядами бывшие бойцы самых различных подразделений ВСУ идут в столовую. Питание у военнопленных регулярное и трехразовое. Интересная деталь: многие в гражданской одежде. Это так называемые "переодевашки", что сняли свою форму, пытаясь слиться с мирными жителями и выйти из окружения. Не вышло.
Ежесуточно в плен сдаются десятки и даже сотни украинских силовиков. Это небывалая нагрузка на пенитенциарную систему Донецкой народной республики. В учреждении, конечно, штатный пищеблок не справляется, поэтому развернули дополнительно четыре полевых кухни – всех ведь кормить надо.
Сами пленные здесь заняты на подсобных работах. Наряд по кухне сегодня достался Николаю. Говорит, командир его подразделения отдал приказ личному составу в плен не сдаваться и ждать помощи. Теперь понимает: его и тех, кто был с ним, просто обманули.
– А помощь-то была на самом деле? – спрашивает журналист.
– Нет, увы, но нет. Никакой помощи не было, и после того момента как они пропали, мы поняли: разумное решение – просто сдаться.
– Ушли они, командиры?
– Конечно, еще, наверное, за день до этого.
Ярослав – еще один обитатель этого спецобъекта. Его подразделение было на переднем крае в Мариупольской промзоне. Корреспондент спрашивает, не имеет ли он отношения к "Азову". Отвечает, что нет, и добавляет: националисты не стояли с ними плечом к плечу, а предпочитали держаться поодаль, как заградотряды.
– Бойцы националистических батальонов, которые там находились, вы их видели, смотрели? – задает вопрос журналист.
– Нет, они были позади нас. Мы впереди стояли, смотрели вот прямо, – отвечает Ярослав.
– Вы впереди стояли, а они сзади, правильно понимаю?
– Да.
У спецслужб Донецкой народной республики впереди, конечно, огромный объем работы. Каждого пленного ведь надо проверить на причастность к военным преступлениям, получить показания. В этом им помогают и сотрудники российского Следственного комитета. У ворот спецучреждения встречается фура с прицепом, доверху заполненным железными кроватями. А значит, новая партия украинских военнопленных уже на подходе.
"Ну вот, 850 человек привезли позавчера. Мы каждого, естественно, идентифицируем, как положено, формируется папка, формируется дело, фотографируем, дактилоскопируем. Доставлены здесь в основе с юга: Мариуполь, Вологодская, Волноваха. И морская пехота, которая сдавалась, есть и нацбаты", – рассказывает министр юстиции ДНР Юрий Сироватко.
Тем временем в уже почти полностью денацифицированном Мариуполе началось восстановление домов в освобожденных районах. На улицах города разбирают завалы и восстанавливают инфраструктуру. А в соседнем Новоазовске российские военнослужащие развернули полевой хлебозавод, способный выдавать 8 тонн готовой продукции в сутки. А за счет трофейного оборудования мощность пекарни удалось увеличить еще на 50%.
"С базы "Азова", из Мариуполя, нам достался трофей. Чудный ряд, который выпекает пиццы, куличи и пирожки. Я думаю, на Пасху мы его подключим. Потому что он сильно энергоемкий. То есть мы заведем трансформатор и будем к Пасхе выпекать куличи и пирожки", – делится планами военнослужащий.
Все, что здесь выпекают, гуманитарные колонны доставляют жителям Мариуполя. Горячий свежий хлеб раздают прямо на улице из грузовиков. И так несколько раз в день. За ним выстраиваются огромные очереди из сотен местных жителей.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.