Рельсы XIX века обнаружили в стене дома в Челябинске

27 апреля 2022 16:05 ГТРК "Южный Урал"
Во время реконструкции в старинном здании в Челябинске обнаружили рельсы, произведенные в конце XIX века. На них есть клейма Демидовского и Катав-Ивановского завода князя Белосельского-Белозерского. Находками уже заинтересовались музейные сотрудники.

Исторический музей Южного Урала может пополниться новыми экспонатами — фрагментами старинных рельсов. Металлические конструкции были найдены в стене дома дореволюционной постройки.

Раритетная находка была сделана на набережной реки Миасс, в здании за домом № 88 по улице Труда. В данный момент там готовят репетиционную базу для ансамбля танца "Урал". Как раз во время проведения работ и заметили старинные рельсы.

Один из них уже находится в Историческом музее Южного Урала — его сотрудники приехали на место и распилили конструкцию на несколько частей. На них есть клейма с названием завода, месяцем и годом производства — "К.З. КН. БЕЛОСЕЛЬСКАГО XII МСЦ 1893 ГОДА".

"Это Катав-Ивановский завод, он принадлежал тогда князю Константину Эсперовичу Белосельскому-Белозерскому и с 1879 года производил рельсы. Тогда как раз в России шло активное строительство железных дорог, и 1892 году паровоз пришел в Челябинск. Что касается найденного фрагмента, может быть, это были отрезки, которые купили при строительстве дома, чтобы использовать в качестве швеллеров", — рассказал хранитель фондов Исторического музея Южного Урала Константин Дружинин.

Там же обнаружены другие рельсы, в том числе с клеймом Демидовского завода, на котором указан 1880 год. Рельс находится в стене, а часть — в оконном проеме. Фрагмент планируется отрезать. Сотрудники музея также распилили еще один рельс — узкоколейный с клеймом "Д 87 Р11".

"Буква "Д" — это обозначение производителя, Днепропетровский металлургический завод имени Ф. Э. Дзержинского. "Р11" — это обозначение типа рельсов, то есть количество килограммов на погонный метр. Подобные рельсы предназначены для производственных предприятий, шахт и крановых путей", — рассказал Константин Дружинин.

По словам Константина Дружинина, фрагменты рельсов сначала предстоит очистить от грязи и строительного мусора, затем их опишут и детально изучат, в том числе точнее датируют и сравнят с аналогами. После представят на заседании экспертной фондовой закупочной комиссии, которая и решит вопрос о принятии рельсов в состав фондов музея. Затем предметы могут отправить на реставрацию.

К слову, в постоянной экспозиции Исторического музея уже представлены несколько отрезков рельсов — в зале XX века в разделе про железную дорогу можно увидеть три фрагмента, в том числе два — Катав-Ивановского завода Белосельского-Белозерского и один — Демидовского.

Тем временем специалист уточнил, что о самом доме, где были сделаны находки, информации мало. Предположительно, он был одноэтажным. Построили здание до революции, о чем как раз могут сказать рельсы с датами и найденные кирпичи с клеймами. Позднее его надстроили. О том, что именно там располагалось, достоверной информации нет. Возможно, это был флигель. Известно, что до Великой Отечественной войны там находился Дом добровольных обществ.