Государственный музей Пушкина открывает выставку "Анималистика в изобразительном искусстве XIX века"

06 мая 2022 20:09
На ней собраны изображения животных, связанных с разнообразными сферами жизни человека.

Государственный музей Пушкина открывает выставку "Анималистика в изобразительном искусстве XIX века". На ней собраны изображения животных, связанных с разнообразными сферами жизни человека.

Формирование анималистики в России приходится на XVIII век, когда в Академии художеств стали учить, среди прочего, "зверописи". Самым частым героем картин, связанных с анималистикой, становилась лошадь. Без неё невозможно представить ни военный поход, ни каждодневный быт. Большим успехом пользовались картины с ямщиками, кибитками и быстрой ездой. Тройку, в XIX веке ставшую своеобразным символом России, воспевали и наивные крепостные художники, и знаменитости, вроде Александра Орловского.

"Орловскому удалось схватить движение лошади. Что же касается высказываний современников, им казалось, что они слышат скрип полозьев по снегу, или стук копыт по мостовой, звон колокольчиков, крики ямщика, у которого, кажется, на лбу написано большими буквами: "по казенной надобности", – рассказала старший научный сотрудник Государственного музея А.С.Пушкина Светлана Белехова.

Еще один популярный анималистический жанр – охотничий. На этих работах изображали и собак, и добычу, но лошадь сохраняла особый статус. Одним из законодателей мод этого жанра был француз Карл Верне, прославившийся как художник-историограф Наполеона. Новую славу ему принесли литографии, изображавшие охотников на чистокровных английских скакунах.

"Как не популярен он был, критические отклики в его адрес все-таки раздавались. И один из таких отзывов принадлежит Александру Орловскому, который считал, что лошади Верне чересчур элегантны, чересчур выдрессированы, и вообще напоминают девушку, затянутую в корсет", – отметила Белехова.

Тема живой природы занимала и мастеров декоративно-прикладного искусства: изображения зверей часто украшают мебель, письменные принадлежности и посуду.

"Сервиз этот называется "эгоист", потому что он предназначен для одного человека. Его декор,состоящий из множества лепных фарфоровых цветочков, получил название "бульденеж". Каждый цветочек лепился отдельно, прикреплялся на изделие, после чего покрывался глазурью и обжигался", – пояснила Белехова.

Выставка показывает многообразие ролей братьев наших меньших в живописи XIX века: от стаффажных фигур в пейзаже до компаньонов сильных мира сего. Наиболее яркий контраст представляют книжные иллюстрации: научные издания щепетильно воспроизводят облик и повадки изображаемых животных. А звери, герои басен, воплощают узнаваемые человеческие пороки и добродетели.

Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.