На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля "Чрево"
В рассказе Замятина — село, деревенский дом, традиционная крестьянская семья. В спектакле Андрея Гончарова — фраки, фарфор и хрусталь. Сразу понятно, что это не бытовая история.
Андрей Гончаров, режиссёр: "Есть какая-то дистанция, есть какой-то временной интервал. И для того, чтобы вскрыть какие-то вещи в тексте, который был написал более ста лет назад, мне показалось, что такая форма она помогает этому".
Текст Замятина артисты не произносят, а пропевают, превращая события рассказа в метафорическое действие. Режиссёр называет этот жанр "крестьянский мюзикл".
Очевидные зрительские ожидания — услышать в этом спектакле этническую музыку, народные песни. Но режиссер ожидания публики обманывает. В записи звучит сочинение Шуберта. Вживую актеры исполняют популярные англоязычные песни. По словам режиссера, этот контраст мировых хитов и замятинского сказа позволяет иначе услышать текст писателя. И работает это на иррациональном уровне.
Андрей Гончаров, режиссёр: "Замятин, он до революции — у него техническое образование, он работал инженером, кораблестроителем — и он был в Лондоне, и вообще в Англии был и строил корабли там, ледоколы для России. Он знал английский язык. И вот это сочетание — человека, который был в Англии, жил в Англии, и работал в Англии, общался там на английском языке и написал в это же время такой рассказ".
Рассказ, события которого происходят в глухом провинциальном углу России. Героиню родители принудили к браку, муж намного старше. В этой семье из народа много того, что на сегодняшнем языке называется "бытовое насилие". В этой семейной системе мужчина — тиран, агрессор.
Артем Быстров, актер: "Это человек, который живет по устоям, человек, который живет по тем законам общества, которые ему привили родители. Те правила жизни, по которым жил его род".
Из-за побоев мужа Афимья — так зовут главную героиню — потеряла ребенка, о котором мечтала. Доведенная до отчаяния, эта жизнелюбивая женщина убила мужа. Актриса Ольга Литвинова — по законам психологической школы — свою героиню оправдывает. Объясняет, у Афимьи не было умысла.
"Она не собиралась убивать, она не собиралась изменять, она не собиралась расчленять. У нее не было этого замысла. Поэтому, поскольку жизнь ее в такие обстоятельства поставила, то такой выход единственный она нашла. Поэтому я не подходила к этому вопросу как — ой, убийца", — призналась актриса.
И рассказ, и спектакль ставят вопрос: можно ли в привычных категориях судить о человеке, который средой, обстоятельствами, доведен до состояния, когда в нем просыпается зверь, о котором он и сам не подозревал..
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.