Художник с глазами поэта: выставка Витольда Бялыницкого-Бирули в Галерее искусств Зураба Церетели
Галерея искусств Зураба Церетели представляет выставку картин выдающегося пейзажиста ХХ века Витольда Бялыницкого-Бирули. Она приурочена к 150-летию со дня рождения художника, который принадлежал сразу двум культурам – белорусской и русской. Репортаж Алии Шарифуллиной.
Репин говорил, что привык "освежаться душой" у его картин, "перед живыми веяниями простоты и свободы". Левитан ценил умение слушать тишину – называл "художником с глазами поэта". У Витольда Бялыницкого-Бирули, действительно, нет работ шумных, бурных, напряженных… Пейзажи-настроения приглушенными красками погружают в зыбкий, призрачный сон.
"Недавно разговаривала с художниками, они говорят: копировать Бялыницкого почти невозможно, потому что это отчаянно трудно попасть в гамму и тонкие нюансировки. Это удивительное состояние покоя, философской созерцательности, умиротворения", – поделилась научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь, куратор выставки Юлия Лисай.
Бялыницкий-Бируля родился в небольшой белорусской деревне Крынки. Учился сначала в Киевской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Уже на втором курсе на ученической выставке его картину "Из окрестностей Пятигорска" покупает Третьяков за 200 рублей.
Бялыницкий-Бируля очень тонко чувствовал природу. Чтобы быть к ней ближе, он от московской суеты уезжает в Тверскую губернию и строит усадьбу "Чайка". Здесь художник прожил почти 45 лет и написал невероятное количество работ.
"Он не работает летом. Он говорит, что летом всё скучное и зеленое, как салат. Летом, сидя у себя в "Чайке", он принимает гостей, охотится, занимается рыбалкой и не работает. И в основном время его работы – это межсезонье. И это связано с состояниями природы", – пояснила Юлия Лисай.
После революции писать "тихие пейзажи" стало сложно. Художник ходил на рынок менять картины на хлеб. Как-то покупатель на его глазах вынул стекло, сломал раму, а холст стал складывать конвертом. Сказал: "Если краску отмыть, хорошие сорочки получатся". И обругал буржуев, которые не знают цену вещам.
Бялыницкий-Бируля, оказавшись в условиях новой советской жизни, стал основоположником мемориального пейзажа. Писал места, связанные с Пушкиным, Толстым, Чайковским, Лениным и Сталиным.
"Если мы не будем смотреть на их названия, например "Город Горий" или "Горки Ленинские. Верхний пруд", мы видим того же самого Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирулю. Это был прекрасный ход – сохранить себя и стать таким персонажем, который станет связующим звеном между живописью передвижников и новой советской живописью. Он становится важной фигурой для искусства 30-х – 40-х годов", – рассказала Юлия Лисай.
Несмотря на признание советской властью, Бялыницкий-Бируля не избежал погромов критики. Его обвиняли в безыдейности, в "пустынности пейзажей", скрытом буржуазном протесте. Чтобы соответствовать новым требованиям, художник отправляется в путешествие по советским индустриальным стройкам Юга и Заполярья. Но и в этих пейзажах остается верен себе – мягкие чистые краски воспевают мощь и величие не строек, а природы. Художник с глазами поэта.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.