Спектакль "Трудовой хлеб" поставили на сцене "Школы драматического искусства"
Спектакль "Трудовой хлеб" по малоизвестной пьесе Островского поставили на сцене Театра "Школа драматического искусства". О новой постановке – Яна Музыка.
Пространство спектакля – максимально условное. Декорации из фанеры, которые по ходу спектакля будут разворачиваться к зрителю. На другой стороне – черно-белые ретро фотографии. Возникают ассоциации с детской книжкой-раскладкой, старым семейным альбомом.
Предметы не объемные, это игра в 2D. Для создания большинства объектов использовали фотографии конца XIX века. Так что на сцене в прямом смысле царит дух времен Островского. Такой прием иллюстрирует важную идею: хотя между текстом и сегодняшним зрителем есть временная дистанция, внутренние пружины нашей жизни – всё те же.
Режиссёр Егор Равинский намеренно выбрал не заигранный текст Островского. Действие пьесы "Трудовой хлеб" происходит в Москве. Мегаполис, по мнению постановщика, – это особое место. Егор – родом из поселка Свердловской области и понимает героев, которые искали свое место в русском Вавилоне. Жанр спектакля – сцены из жизни маленьких людей в большом городе.
"Социальный лифты или то, что работает всё по-другому, не так, как допустим, в небольших городках, где все друг друга знают. Это особое место, особое пространство, где ты можешь из грязи в князи попасть мгновенно практически. Или еще какие-то превращения могут произойти с тобой, где постоянно есть какие-то искушения, постоянно какие-то надежды", – пояснил режиссёр Егор Равинский.
Черно-белая эстетика – и в декорациях, и в костюмах. Создатели спектакля – победители Национального чемпионата творческих компетенций ArtMasters.
"Представьте себе старый семейный альбом. Вы его листаете, видите какие-то абрисы, фигуры, фотографии. Где-то истертые, где-то вы видите только контуры костюмов. То же самое хотелось сделать и в этом спектакле. Как видите, здесь идет печать, печать по ткани, где мы взяли за основу старинные фотографии. Но мы сделали это не просто так, а чтобы это максимально раскрывало характеристику персонажа", – отметила художник по костюмам Екатерина Груздева.
Сюжет пьесы остро актуален, как настаивают артисты. Например, актриса Анна Кузминская была точно в такой же ситуации, как её героиня.
"Есть диалог, который построен на обмане. Обмане юной девушки молодым человеком. В моей жизни были личная история, слово в слово практически. И мы оттуда, из моей личной жизни, как раз черпали всю энергию этой сцены", – рассказала актриса Анна Кузминская.
Актеры отмечают, что у Гоголя – говорящие фамилии, а у Островского – говорящие имена. Иоасаф Наумович Корпелов – то есть Иосиф – озвучивает итоговую мысль.
"Цель жизни -сама жизнь, вот, что он говорит. В конце мы к этому придем. И что все препятствия, все какие-то проблемы, насущное, денег нет, деньги есть, выписка, ну прочее, всё, что сопутствует – всё не важно. Цель жизни – сама жизнь, это и есть радость", – заметил актер Дмитрий Репин.
Аферы, разбитые сердца, потерянное наследство, самоубийство из-за банкротства, мезальянс. При этом и сама пьеса, и спектакль – комедия.
Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.