У нового "Метеора" больше общего с самолетами, чем с теплоходами
В Нижнем Новгороде спустили на воду новый "Метеор" – скоростное пассажирское судно на подводных крыльях. Обновленная версия отличается прочностью корпуса и комфортом, и за восемь часов без остановок проходит 600 километров. Скоро "Метеоры" можно будет увидеть на всех полноводных реках России, от Центральной части до Дальнего Востока.
У него больше общего с самолетами, чем с теплоходами. Корпус похож на фюзеляж, и даже крылья есть, только они под днищем. В ЦКБ имени Алексеева спустили на воду обновленный "Метеор". Он уже второй по счету. Первый теплоход в серии сошел со стапелей завода в Нижегородской области в августе прошлого года и накануне отправился в первый рейс. Почти пролетая над водой, "Метеор" доставил 120 пассажиров из Ханты-Мансийска в поселок Урманное.
Скоро вдоль берегов Оби и Иртыша будет курсировать уже два новых "Метеора" – после швартовых и ходовых испытаний и второй теплоход передадут "Северречфлоту".
"Он своим ходом идет до Белого моря по внутренним водным путям, перегружается на морское судно, переходит Баренцевым морем и заходит в Обскую губу. Там уже перегружается на речную баржу и следует в Сургут, где сбрасывается на воду", – говорит гендиректор "Северречфлота" Айрат Чумарин.
В советское время сложно было представить судоходные реки без "Метеоров" или "Ракет". К концу XX века было выпущено более 3000 таких судов. Но в начале века XXI о детище нижегородского конструктора Ростислава Алексеева как будто забыли.
И только спустя 20 лет идея скоростного флота возродилась. Новый "Метеор" сохранил все достоинства предшественника, но стал более комфортным из-за изменений крыла.
"Сделали так, что вот эта часть крыла, она постоянно находится под водой, а вот эта часть, консоль, она пересекает водную поверхность. При встрече с волной вот эта часть выходит из волны, а эта остается, поэтому пассажиры и экипаж практически не испытывают сильных перегрузок при движении на волнении", – объясняет главный конструктор СПК "Метеор-120Р" и "Валдай-45Р" Михаил Гаранов.
Два "Метеора" уже готовы, три находятся в производстве на разных этапах готовности. На одном из участков формируют корпус пятого судна в серии. Причем носовую часть и корму варят отдельно, а потом оба блока соединяют вместе.
Все детали – из сплава алюминия. При длине в 36 метров корпус "Метеора" имеет рекордно малую массу – чуть более 10 тонн. Местные корабелы сродни авиастроителям.
"На самолетах больше применяется клепка. Здесь тент тоже клепаный, а днище... Мы уже в XXI веке, раньше днище клепали у старых "Метеоров", так как они из другого сплава. Сейчас корпуса сварные, а тент клепаный – это для облегчения и прочности конструкции", – отмечает руководитель работ по строительству ЦКБ имени Алексеева Александр Лебардин.
Большинство узлов и агрегатов обновленного "Метеора" отечественного производства. Вот только двигатели у первых теплоходов были импортными, а сейчас из-за санкций поставки прекратились. Но выход из положения на предприятии нашли быстро.
"Наша "Звезда", завод в Питере, хорошо вырос. Мы сейчас ведем активную работу для того, чтобы "звездовские" двигатели тоже поставить на "Метеор", – рассказывает о перспективах председатель совета директоров, генеральный конструктор ЦКБ имени Алексеева Георгий Анцев.
В планах у ЦКБ имени Алексеева – в ближайшие годы выпустить не менее 20 "Метеоров", заказчики есть. Один из уже строящихся теплоходов, скорее всего, останется на Волге и будет курсировать между крупными городами.