"Эннио. Маэстро" – фильм об Эннио Морриконе выходит в российский прокат
Этот фильм не просто биографический, он формирует и закрепляет верное понимание того, в чём сила лучшей музыки в истории кино, на примере творчества Морриконе. Вы смотрите фильм о нём, и думаете: а ведь Морриконе писал музыку для картин, в которых много стрельбы, крови, много смерти, но музыка глушит пальбу, себе присваивает всю эмоцию эпизода. Музыка не смертельна, в этом её сила. "Вот за что я люблю шахматы, — говорит Морриконе в этом фильме, — это настоящая борьба, но без кровопролития".
Обладатель "Оскара" итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе хорошо знал Эннио Морриконе лично — во многих его фильмах звучит музыка маэстро.
Поначалу в документальном фильме о Морриконе он придумал несколько фантазийных сцен, чтобы визуально выразить всё волшебство его музыки. В итоге Торнаторе от фантазий отказался.
Джузеппе Торнаторе, режиссер: "Я чувствовал, что важно показать характер Эннио Морриконе, человека, которого я хорошо знал. Он в жизни очень простой, но в то же время совершенно необычный. Вот, чтобы рассказать об этом, мне нужно было хоть немного войти в сферу его жизни, свободную от уз музыки. Чтобы отразить в фильме эту его простоту".
"Эннио. Маэстро" — фильм, в котором обо всем по порядку: от знакомства Морриконе с музыкой — учебы в музыкальной школе — до долгожданной премии "Оскар" и грандиозного успеха. Эннио Морриконе поступил в консерваторию в 12 лет и окончил ее с тремя дипломами. Одна из главных тем фильма — выбор между академической музыкой и музыкой для кино. Его любимый педагог Гоффредо Петрасси долгое время не воспринимал всерьез то, что делал Морриконе для кинематографа.
"Поначалу я считал музыку, написанную для кино, низкопробной. В своей музыке я искал отмщения. Я хотел перебороть это чувство вины".
Работа в кино началась для Морриконе с так называемых спагетти-вестернов — фильмов о ковбоях и индейцев, которые снимали в Италии. Главный секрет успеха Эннио Морриконе по мнению Торнаторе — это постоянное стремление придумать что-нибудь новое. Так, например, в его музыке звучали консервные банки, тазы с водой, клавиши печатной машинки. Морриконе рассказывает, как написал одну из самых знаменитых мелодий к вестерну "Хороший. Плохой. Злой" Серджо Леоне.
"Я придумал тему, которая имитировала вой койота.... и дальше! Драматическая, но веселая. Ему очень понравилось!"
История композитора представлена в интервью Торнаторе с маэстро вперемешку с воспоминаниями артистов и режиссёров, в том числе Квентина Тарантино, Джулиано Монтальдо, Марко Беллоккьо, Оливера Стоуна и Бернардо Бертолуччи.
Бернардо Бертолуччи, режиссер: "Музыка, которую мы потом слушали всю свою жизнь. Она стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни".
Съемки фильма начались еще до пандемии, монтаж в итоге длился около двух лет. Сам маэстро его так и не увидел. Джузеппе Торнаторе говорит, что не хотел рассказывать о Морриконе как о человеке, который умер, и тема его ухода в фильме не поднимается. Он стремился сделать так, чтобы всем было понятно: маэстро жив в своей музыке.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.