Выставка "Точки зрения". Спецпроект "Точки зрения: Фёдор Шаляпин"

02 июня 2022 16:32
Исаак Бродский "Автопортрет с дочерью"
С 9 июня по 2 октября Музей русского импрессионизма представит выставку "Точки зрения". Через сопоставление автопортретов и портретов художников кураторы расскажут о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX-XX веков. В экспозицию войдут работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и других.

Зрители смогут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники – живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники "Мира искусства" и "Голубой розы", школы Павла Филонова и "Бубнового валета" пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие "точек зрения".

В экспозиции встретятся реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность и кубистический эксперимент. Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике – как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер – это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой.

В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале века в портретах появляются и новые мотивы – зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины в картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.

Выставка будет сопровождаться рядом открытий. Впервые будут экспонироваться "Автопортрет с неизвестной" Михаила Ларионова из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также работа Роберта Фалька "Лиза в голубой шали" из коллекции Орловского музея изобразительных искусств, ранее не представленная в Москве. Широкая публика познакомится с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт – соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин – ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев – участник объединения "Синий всадник".

Посетители увидят произведения из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ряда федеральных и региональных российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Автопортреты и портреты будут дополнены архивными фотографиями, которые позволят провести параллели с реальным обликом художника и его артистическими интерпретациями.

В каталог выставки "Точки зрения" вошли статьи искусствоведов Софьи Багдасаровой об эволюции жанра портрета в мировом искусстве и Елены Якимович о русском фотопортрете. Выставка будет сопровождаться просветительской программой для детей и взрослых.

Куратор: Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма.

"ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: ФЁДОР ШАЛЯПИН"

Спецпроект на третьем этаже музея предлагает посмотреть на Фёдора Шаляпина собственными глазами артиста и глазами его современников. Знаменитый певец покорял публику по обе стороны океана, а в свободное от театра время увлекался живописью, графикой и скульптурой. На выставке будут представлены автопортреты, фотографии, сценические костюмы, а также произведения его друзей-художников.

Обладая незаурядными внешними данными и ярким характером, Шаляпин зачастую становился моделью для талантливейших мастеров эпохи, изображавших его в жизни и на сцене. Посетители увидят работы Константина Коровина, Александра Головина, последний прижизненный портрет артиста, выполненный Василием Шухаевым, и бронзовый бюст работы Паоло Трубецкого.

Выставка также познакомит с Фёдором Шаляпиным – мастером перевоплощения, убедительно исполняющим на сцене разные роли и партии. Знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота, созданные оперным певцом, будут соседствовать в экспозиции с масштабным живописным портретом кисти Бориса Кустодиева, пожалуй, самым узнаваемым изображением артиста.

Благодаря театру Фёдор Шаляпин всегда был тесно связан с художественным миром. Он брал уроки лепки у скульптора Ильи Гинцбурга, пробовал свои силы в живописи и графике, экспериментировал с различными техниками и материалами. Дополнят впечатление об артисте-художнике архивные фотографии и аудиозаписи его выступлений.

Произведения из фондов Государственного академического Большого театра России, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки и других государственных и частных собраний составят многогранный образ Фёдора Шаляпина – легендарной фигуры начала ХХ века.

Кураторы: Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма; Анна Скляревская, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.