В Музее Москвы представили оперу об Андрее Сахарове "Аскет"
Заглавие того текста: "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Такие размышления, в конце 60-х даром никому не проходили. В оперативной разработке КГБ СССР инакомыслящий академик Сахаров проходил под кличкой Аскет.
Документальная опера "Аскет" — совместная работа театра Практика и фестиваля Sound Up. Спектакль об инакомыслящем, конечно должен был оказаться инаковыглядещим, инакослушаемым, необычным во всех отношениях. Всё сделали для этого драматург Михаил Дегтярёв, режиссёр Юрий Квятковский и Николай Попов, автор музыки и всех прочих звуков, композитор, не боящийся отпугнуть публику таким заявлением: это многоуровневое, нелинейное произведение.
В основу музыкальной постановки об Андрее Сахарове легла его собственная цитата: "Судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность". Масштаб этой судьбы предполагает высокое трагедийное звучание, чтобы полнее осмыслить архетип человека науки, одержимого загадками бытия.
Юрий Квятковский, режиссер: "Его взаимоотношения с собственным детищем — именно этот момент делает фигуру трагической, я бы отметил. Но и как ни, может быть, банально это прозвучит, это спектакль о пути, пути героя".
"Страсти по Андрею" — таков подзаголовок постановки, в которой сочетаются черты документального театра, оперы и мистерии. Важнейшим ориентиром при создании партитуры стала религиозная музыка, и особенно жанр "Страстей" — вокально-драматических произведений на евангельские сюжеты. Семь частей оперы рифмуются с разными этапами биографии ученого и правозащитника.
Михаил Дегтярев, драматург: "Архетип человека, который ищет истину, натыкается на преграды и страдает за истину, что-то это нам очень напомнило — и напомнило нам это Страстную неделю. И с большим уважением к религиозному контексту и к идее мессы мы начали работу над музыкальным материалом".
Опера создавалась в течение двух лет специально для постановки в Музее Москвы. Для композитора Николая Попова важно было учесть все особенности помещения. Части партитуры он сочинял, находясь непосредственно в пространстве музея. С учетом "бетонной акустики" площадки, главная ставка была сделана на сочетание хорового вокала и плотного электроакустического звучания. Помимо музыки, аудиоряд спектакля дополняют специальные электромеханические инструменты, собранные из приборов советской эпохи — а также бытовые предметы с интересным звучанием.
Николай Попов, композитор: "Как раз этот пистолет используется в звуковой партитуре как звуковой ударный инструмент. Эти взводы и прочее становятся ритмической партитурой в номере "Стукачи" — это четвертый номер нашей мистерии. И реле — взаимодействие с реле происходит и механическим способом, посредством исполнителя, и электрическим способом, когда посылаются электронные сигналы и они начинают работать сами".
Авторы постановки отмечают: хотя реплики протагониста — точные цитаты из речей, дневников и публикаций Андрея Сахарова, целью не было создание достоверного биографического образа. Главный герой оперы именуется просто — Аскет. Судьба Аскета — это повод для размышлений о природе гения, законах Вселенной, личной ответственности и истории страны. Для Александра Суворова, музыканта-перкуссиониста, это первая драматическая роль.
"Для меня это было очень интересно попробовать себя в этом амплуа. Просто вот музыканту, который играет на музыкальном инструменте, произнести какие-то слова в зал — это не так просто на самом деле", — признался музыкант.
Несмотря на сложное устройство, оперная фантасмагория понятна каждому. Это история о мучительном поиске истины — поиске, результатом которого для самого Сахарова стала по-научному точная формула: квадратный корень из истины равен любви.