Ситуация вокруг Тайваня продолжает накаляться
На встречу министров обороны США и Китая отводили 30 минут, но в итоге Вэй Фэнхэ и Ллойд Остин, не снимая масок, беседовали больше часа.
- Министр Вэй, как прошла встреча?
- У нас был откровенный разговор.
- Министр, беседа была гладкой?
- Да
Сингапурский "Диалог Шангри-Ла" по вопросам региональной безопасности – мероприятие дискуссионного характера, нацелено на укрепление доверия и взаимопонимания, но в случае с Пекином и Вашингтоном – а именно к ним здесь приковано основное внимание – о доверии точно говорить не приходится. По крайней мере, если судить по заявлениям сторон, сделанным уже после "откровенного" разговора.
"Наша политика не изменилась, чего, очевидно, нельзя сказать по поводу КНР. Как заметил мой друг – госсекретарь Энтони Блинкен, мы видим растущее нагнетание со стороны Пекина. Мы наблюдаем планомерное наращивание провокационной и дестабилизирующей военной активности рядом с Тайванем, и это включает рекордное число вылетов самолетов КНР в районе острова почти на ежедневной основе", – заявил Ллойд Остин, министр обороны США.
О том, что не далее, как в конце мая президент США Джо Байден, находясь в Азии, фактически угрожал Китаю отправкой американских войск на Тайвань (что впрочем, поспешно было опровергнуто Белым Домом), а накануне сингапурской конференции Пентагон объявил о решении увеличить поставки вооружений на остров, Ллойд Остин умолчал, но китайский представитель напомнил.
"Недавнее объявление США о продаже оружия Тайваню серьезно нарушает как принцип одного Китая, так и три китайско-американских совместных коммюнике, подрывает суверенитет Китая и его интересы в сфере безопасности, а также наносит вред двусторонним отношениям и стабильности в зоне Тайваньского пролива", – заявил У Цянь, представитель министерства обороны КНР.
"США рассматривают Тайвань как шахматную фигуру, ценность которой определяется не островом как таковым, а более крупной шахматной игрой США в отношении Китая, в которой этой фигурой можно пожертвовать в угоду их интересам в Западной части Тихого океана", – отметил Чжао Цяожуо, научный сотрудник Военной академии НОАК.
Тайваньский вопрос – как потенциальный детонатор конфликта между Китаем и США – это сейчас наиболее обсуждаемая тема в Азии. В отличие от Европы, азиатский регион в целом не спешит безоговорочно поддерживать США в их санкционной войне против России из-за конфликта на Украине. Причина, прежде всего, в позиции Китая.
США не скрывают: ослабить китайское влияние – цель азиатской политики США, отсюда – прямые параллели, которые Вашингтон и его союзники, прежде всего Япония, при всяком удобном случае пытаются провести между Украиной и Тайванем.
"У меня есть стойкое ощущение опасности, что Украина сегодня может стать Восточной Азией завтра. Япония приняла решение изменить свою политику в отношении России и объединилась с международным сообществом в усилиях, направленных на введение жестких санкций против России и поддержку Украины", – заявил Фумио Кисида, премьер-министр Японии.
Разумеется, в этом контексте без очередного видео-обращения президента Зеленского не обошлось. Начав с традиционных обвинений России во всех мыслимых преступлениях, плоть до применения фосфорных бомб (как обычно, без намека на доказательства) Зеленский закончил предупреждениями о надвигающемся голоде в Азии и Африке, если Украине не дадут открыть коридор для вывоза зерна.
"Россия должна чувствовать, что ее агрессивная политика имеет последствия, прежде всего, для нее самой. И если этого не произойдет, и если из-за российской блокады мы не сможем продолжать экспорт нашего продовольствия, которого в настоящее время не хватает на мировом рынке, мир ждет тяжелейший продовольственный кризис и голод во многих странах Азии и Африки", – угрожает Зеленский.
По существу сказанного никаких комментариев со стороны участников конференции в Сингапуре не последовало, равно как не было заявлений по поводу присоединения новых стран к антироссийским санкциям. Разве что министр обороны Индонезии, где в этом году будет проходить саммит "двадцатки", заявил, что его страна сделала осознанный выбор: не участвовать в каких бы то ни было альянсах или союзах, если они направлены против других стран.