Трое в Киеве: Драги, Макрон и Шольц не взяли в спецпоезд румынского президента
На Украину 16 июня приехали высокие гости – президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц и премьер Италии Марио Драги. Их визита в Киеве ждали, но настроения у ожидавших были совершенно разные. Кто-то, как глава государства Владимир Зеленский, надеялся, что ЕС пообещает тяжелое вооружение и эмбарго на российский газ, а кто-то опасался, что все ограничится символической поддержкой европейских устремлений Киева, взамен на которую гости попросят вернуться к переговорам с Москвой.
В Киев лидеры Франции, Германии и Италии отправлялись под покровом ночи и на перекладных. Сначала самолетом добрались до аэропорта Жешув в Польше, дальше на машинах, а потом и пешком до поданного на польский полустанок украинского спецпоезда. Первым прибыл Шольц, сам нес в руках портфель, а помощники захватили в дорогу лишь упаковку шоколадных батончиков (в отличие от Макрона, у которого были припасены большие коробки с едой и напитками). У вагонов ждали украинские проводницы с флагами стран, чтобы никто ничего не перепутал.
Канцлер Германии поднимается в вагон, в котором, как гласит надпись, всего пять мест. Час ждали итальянского премьера Драги, в 23:48 тронулись, в полночь остановка: зашли украинские пограничники проверять паспорта и автоматчики с "Калашниковыми" – усиление охраны. У Шольца свой спецназ, которому он сказал, что не из робкого десятка, но перед тем как сделать шаг на движущуюся платформу между вагонами, приостановился, окинув взглядом неизведанное пространство.
Совещание лидеров уже за полночь – в штабном вагоне у Макрона. Тут же стало ясно, кого украинцы считают начальником поезда.
Лидеры сравнивают свои купе:
– У тебя такая же комната? – спрашивает Шольц у Драги.
– Нет, – отвечает итальянский премьер.
– У меня такой же размер, но совсем другая мебель, – отмечает Шольц.
– У тебя там меньше икона, – обращается к нему Макрон.
– Мой гораздо менее роскошен. Мой базовый. Это только его комната такая хорошая. С другой стороны он же сейчас председательствует в ЕС, – указывает Драги на президента Франции.
В любом случае Макрон тут не первый: судя по фото в тамбуре, в поезде успели побывать и британский премьер Борис Джонсон, и его канадский коллега Джастин Трюдо. В Киев в этот раз собрался и румынский президент Клаус Йоханнис, но оказалось, что в составе из 12 вагонов, где ехали Макрон, Шольц и Драги, места ему не нашлось.
"В какой-то момент недельной подготовки к поездке это трио почувствовало, что для демонстрации единства Европы было бы хорошо взять с собой и восточноевропейца. Макрон, должно быть, тогда пригласил Йоханниса, с которым у него тесные связи. Но в поезде для него уже не было места", – пишет немецкое издание Bild.
Так что Йохаyнис прибыл в Киев обычным составом, отдельно от основного трио, которое сопровождали многочисленные журналисты.
"Мы всю ночь ехали в этом специальном поезде, находящимся под усиленной охраной. Мы все спали в этом специальном поезде, журналисты тоже. Видите эти полки? Как вы понимаете, ночь была шумноватой, но это позволило нам добраться до украинской столицы", – рассказывает в своем репортаже французский репортер.
В поезде Драги и Макрон переоделись и на перроне в Киеве предстали уже в свежих рубашках и костюмах, Шольц – все в том же черном поло и джинсах и с неизменным портфелем в руках. Костюм канцлер наденет уже после заселения в гостиницу, когда отправится непосредственно на встречу с украинским президентом. А вот Зеленский европейцев в строгих костюмах в Мариинском дворце принял по-домашнему – все в той же зеленой майке.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба был в голубом и на костылях – сказал, что повредил ногу во время занятий спортом. Встреча продолжалась около двух часов. В тот момент уже были утечки, что европейцы привезли Украине статус кандидата в члены ЕС. Поползли слухи, что взамен Киеву придется быть более сговорчивым на дипломатическом фронте. Впрочем, пока на камеры во время традиционного тура по Ирпеню, куда вывезли всех четырех лидеров, ведутся разговоры об оружии.
"С самого начала Франция и Европа поддерживали Украину и ее население, предоставляя военную помощь и больше наступательной и оборонительной техники. В последние дни украинская армия признала, что в особенности французские самоходные гаубицы "Цезарь" оказались очень полезны", – отметил французский лидер.
Макрон пообещал поставить Киеву еще шесть таких гаубиц, Германия – передать к концу лета три комплекса ракетных систем залпового огня типа MARS-II. Но не раз уже насмехавшийся над немецким канцлером украинский посол в Германии Андрей Мельник продолжил ставить ему условия: заявил, что Шольц должен безо всяких выступить за предоставление Украине статуса кандидата в члены ЕС, а также "переступить через свои колебания" и передать много тяжелого вооружения.
"Немцы должны призадуматься, действительно ли они готовы взять на себя эту вину, потому что война рано или поздно закончится, встанет вопрос, а кто действительно был на нашей стороне. И здесь не может быть полутонов: либо черное, либо белое", – заявил украинский дипломат.
Примерно в этот момент Киев обстреливал Донецк, но в немецкий эфир, конечно, попало другое – как в Киеве звучит сирена воздушной тревоги во время визита европейцев
Боевые действия не должны быть причиной ускоренного предоставления Украине статуса кандидата в ЕС, накануне говорили противники этого исключительно политического решения. Ведь есть в конце концов Молдавия и Северная Македония, которые в очередь встали раньше и больше соответствуют статусу. Но, судя по всему, мнениями этих скептиков – а скорее реалистов – решили пока пренебречь.
"Мы приехали в Киев с четким посланием: Украина принадлежит к европейской семье. Мы будем обсуждать вопрос о предоставлении Украине статуса кандидата на вступление в Европейский союз. Конечно, решение должно быть принято единогласно всеми 27 членами. Но могу заверить, что Германия однозначно поддержит позитивное решение этого вопроса", – сказал Шольц.
Впрочем, статус кандидата еще ничего не гарантирует. Турция ждала вступления в ЕС десятилетиями и так и не дождалась. Зеленский накануне жаловался на неопределенность в европейской интеграции – сравнивал это со столом, за который приглашают всю семью, но Киеву не дают стул. Впрочем, несмотря на прозвучавшие заявления, Украине у этого европейского стола пока придется постоять.