140 лет со дня рождения Игоря Стравинского
Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в мире, и стремился жить вместе со временем, часто опережая его.
По современным меркам Игорь Стравинский стал поздно заниматься музыкой — в 9 лет. Нет в его юношеской биографии музыкальных побед, но зато с раннего детства он проводил по 5-6 вечеров в Мариинском театре — отец был солистом Мариинки, а мать — его концертмейстером. Первые уроки композиции давал ему Николай Римский-Корсаков, он и отговорил своего ученика от поступления в консерваторию, мотивируя это тем, что гению не нужна теория и лучше сосредоточиться на практике.
Почитателем таланта Игоря Стравинского был Сергей Дягилев, предложивший тогда ещё малоизвестному композитору написать балет для постановки в "Русских сезонах" в Париже. Для труппы Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — "Жар-птица", "Петрушка" и "Весна священная". Эти спектакли прославили молодого Стравинского и сделали его модным композитором в Европе, к музыке которого было приковано внимание творческой элиты. Декорации к его балетам создавали художники Александр Бенуа, Николай Рерих и Пабло Пикассо, хореографию готовили известные танцовщики Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин, а костюмы разрабатывала сама Коко Шанель. О скандальной премьере "Весны священной" в 1914 году критики говорили: "Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году".
Первая мировая война застала молодого Стравинского в Швейцарии. Его семья не смогла вернуться на родину, долгое время композитор жил в Париже, а после эмигрировал в Америку. На родину он смог вернуться уже в конце жизни — отметить в 1962 году в Москве 80-летний юбилей. До этого на музыку Стравинского в СССР длительное время был наложен запрет, а за интерес к партитурам композитора-эмигранта студентов исключали из музыкальных училищ.
Его творчество, которое современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признано эталоном авангардного искусства, а по наследию Стравинского можно изучать историю музыки XX века. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства в мировом масштабе. Его, русского композитора, с гражданством Франции и Америки, который свободно говорил на четырёх языках, а писали на семи, считали человеком мира. За множественность стилей в его творчестве, не поддающегося никакой классификации, его называли человеком с тысячью лиц. Но сам Стравинский считал, что у его музыки есть своё истинное лицо — русское. "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в её скрытой природе".
В честь 140-летия со дня рождения Стравинского свои программы подготовили Московская филармония и Мариинский театр. 17 июня в Концертном зале Чайковского выступит Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева. В программе — Сюита из оперы "Золотой петушок" Римского-Корсакова, Концерт для скрипки с оркестром № 2 Прокофьева и музыка из балета "Жар-птица" Стравинского. Солист — Павел Милюков.
Мариинский театр вместе с Валерием Гергиевым с 17 июля начнут трехдневный фестиваль в честь 140-летия Игоря Стравинского. В афише — симфонические концерты и знаменитые спектакли "Русских сезонов" Дягилева, среди которых "Жар-птица", "Весна священная", "Свадебка", "Петрушка".
Телеканал "Россия-Культура" также предлагает вспомнить о наследии композитора: 17 июня в 18:40 смотрите документальный фильм "Дягилев и Стравинский. Поединок гениев", а 19 июня в 22:20 — "Вечер балета. Памяти Игоря Стравинского и Сергея Дягилева", который прошел на XV Международном фестивале искусств в Сочи.