Без транзита в Калининград: Литва поставила границы ЕС под удар
Новости из Старого Света: Литва решилась на очередное обострение отношений с Россией и объявила о запрете на железнодорожный транзит ряда грузов между Калининградской областью и другими российскими регионами. Решение вступило в силу в полночь 18 июня. На карте хорошо видно, что пути из Москвы и Петербурга в Калининград через Литву – кратчайшие, то есть самые удобные и экономически выгодные. Теперь по ним нельзя перевозить товары, которые попали под европейские санкции. Среди них – стройматериалы и готовая продукция. Вильнюс не остановило то, что такое решение нарушает правила свободного транзита и протоколы по вступлению прибалтийских стран в ЕС. Саму же попытку ограничить грузопоток нельзя назвать удачной – помимо железной дороги есть еще морской и авиационный маршруты.
Ровно в полночь, в субботу, Литва прекратила железнодорожный транзит якобы санкционных товаров в Калининградскую область. По предварительным оценкам, это около половины всех грузов, которые поездами доставлялись в регион-эксклав. Это металлы, цемент и прочие материалы, необходимые для промышленности и строительной отрасли.
Литовские власти свои действия объяснили санкциями и требованиями Еврокомиссии. Причем действуют они без оглядки на сложную экономическую ситуацию в своей стране.
– Я бы хотел сказать, что это самым плохим образом зеркально скажется и на экономике республики Литва. Тем не менее, это вызов для экономики Калининграда. В данный момент правительством Калининградской области принимаются все меры для того, чтобы проблема в ближайшее время была решена, – заверяет заместитель председателя постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Законодательного собрания Калининградской области Евгений Мишин.
Обеспечение калининградского транзита – это важное условие вступления Литвы в Евросоюз. Фактически Брюссель и Вильнюс нарушают подписанный ими же пакет договоренностей, тем самым ставя под сомнение нынешние границы ЕС. Соседям стоит готовиться к контрсанкциям. И ответ для экономики Литвы будет весьма болезненным.
– Это обязательства ЕС и обязательства Прибалтики. Я уже не говорю о том, что это существенный гуманитарный вопрос. Это попытка экономического удушения нашего региона, – подчеркивает губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Но такие действия Евросоюза нельзя назвать эффективными. По словам губернатора, регион вполне способен справиться с возникшими затруднениями. Функцию наземного транспорта вполне может взять на себя морской. Так паромная линия "Усть-Луга – Балтийск" будет усилена дополнительными судами.
– Уже решаем вопрос с тем, чтобы поставить новые суда, те, которые сейчас свободны на Балтике, различные балкеры и другие типы судов, чтобы обеспечить ритмичную работу нашей промышленности и нашей экономики региональной, – продолжает Антон Алиханов.
Из Ленинградской области в самый западный регион России уже курсируют новые паромы, в том числе судно-гигант "Маршал Рокоссовский". Его брат-близнец "Генерал Черняховский" войдет в строй до конца года. Каждый такой паром способен перевозить до 80 вагонов или 78 фур. Прорабатывается вопрос субсидирования перевозок.
При этом часть грузов уже доставляется по воздуху. Подлетное время, в силу обстоятельств, конечно, увеличилось, но грузопоток и пассажиропоток растут. Терминал аэропорта "Храброво", чья взлетно-посадочная полоса способна принимать все типы воздушных судов, вполне себя оправдывает.