О реставрационных открытиях в Академии имени Глазунова
"Профессия будущего" – говорят о своей специальности студенты факультета реставрации Академии имени Глазунова. Академия сотрудничает со многими музеями-заповедниками, и за это время здесь восстановили десятки произведений древнерусской живописи. Юлия Струкова побывала в мастерских.
Этот образ забирали на реставрацию из Музея-заповедника Переславля-Заплесского как произведение XIX века, а возвращать будут как памятник века XVI. До конца не атрибутированные, в черной копоти и олифе – по всей России их еще очень много, таких икон, которые Владимир Солоухин назвал "черными досками".
"Когда сделали маленькие пробы, и оказалось, что там золото, что одежда младенца с таким интересным орнаментом, характерным для того времени и для этой иконографии – каждый шаг был потрясающим интересным открытием", – призналась старший преподаватель кафедры реставрации темперной живописи Академии Ильи Глазунова Анна Прозова.
Каждый год студенты Академии выезжают на летнюю практику в музеи и монастыри Костромы, Переславля-Залесского, Ростова Великого и других российских городов. На старших курсах они начинают работать с произведениями музейного уровня. Маргарита Кульбакова спасает икону Богоматери Боголюбской – гигантскую, аварийную – уже пятый год. Ее привезли из музея города Балахна Нижегородской области. Маргарита Кульбакова, студентка Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова: "В 90-е годы была залита кипятком. Вся она находилась под потемневшим покровным слоем, здесь не видно было изображения. Ее нужно было еще раз укреплять".
Кирилл Прикладовский ежедневно с утра до вечера уже год копирует редкую икону конца XVII века. Отреставрированный образ "Спаса на престоле" вернется в Переславский музей, а копия останется для следующих студентов. Подлинная икона написана в традициях Оружейной палаты, с ее помощью можно отработать все процессы, которые необходимо знать иконописцу. Дольше всего Кирилл трудится над ликом. "Трудно точно передать выражение лика, чтобы не появилось ненужной эмоции. Пишешь – видишь может страх, испуг, удивление – этого быть не должно", – рассказал студент Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Кирилл Прикладовский.
На курс реставраторов в Академию ежегодно набирают не больше одиннадцати человек. На специалитете учатся шесть лет. Специалисты выходят штучные. Кроме знаний по химии, обработке дерева, укрепления и консервации, блестящие художественные умения. Преемственность – от старых реставраторов – выходцев из семей иконописцев. Таких, как Виктор Васильевич Филатов. Теперь здесь преподают его ученики.
"Я с детства помню: у меня и мама занималась профессионально реставрацией и Илья Сергеич – он же был хороший реставратор. Когда они спасали, по деревням ездили – Ярославль, Владимир. Когда черная доска – ставится компресс и где-то вдруг блестит нимб, кусочек фона и глаз появляется, глядящий внутрь тебя – это как детское впечатление. Это чудо", – поделился Иван Глазунов ректор Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Главное – не допустить, чтобы процесс реставрации превратился в набор чисто технических навыков. Спасать, хранить и продолжать традиции русской реставрационной школы, здесь считают самым важным. И продолжают поиски и изучение "черных досок".