Иркутянин готов был подарить старинный дом. Теперь разбирает, чтобы сохранить памятник деревянного зодчества

26 июня 2022 12:43 ГТРК "Иркутск"
Хотел подарить, но желающих нет. Не удалось передать в хорошие руки старинную усадьбу с деревянным кружевом иркутянину Сергею Хныкину. Сейчас дом разбирают, пока, как это нередко бывает в центре города, его не подожгли.

Деревянные кружева Иркутска, точнее то, что от них осталось, складывают предельно аккуратно, ведь это- спасательная операция. Сколько жить осталось этому старинному дому? Очевидно, что совсем недолго- половину избы уже разобрали и распилили, а декор пригодится будущим реставраторам, так решил владелец второй половины Сергей.

Иркутск, Рабочего штаба 71. Когда-то это была самая окраина, а улица называлась Якутская — по имени знаменитого тракта. Сюда-то и перевёз свою усадьбу из Оека польский переселенец по Столыпинской реформе Владислав Рачкевич. Предварительно разобрал на брёвнышки, каждое пронумеровал.

"В 20-х годах здесь была торговая лавка, в 80-х годах запрещали ремонтировать эти дома — под снос все должно было идти, в 2000-м году внесли в реестр памятников архитектуры, в 2006-м вывели из реестра. Ну, вот и все", — говорит житель Иркутска, правнук Владислава Рачкевича Сергей Хныкин.

На красоту купец 3-й гильдии не скупился. И свое родовое гнездо создавал по моде начала 20 века: стены дома украсил орнаментом в виде лиры, с завитками и листьями. В изящном сплетении деревянных узоров кто-то разглядит цветы тюльпана, а кто-то и вовсе якутскую лилию- сардаану.

Мы снимали здесь репортаж год назад. Тогда Сергей объявил — этот дом он готов подарить, передать в хорошие руки. Он мечтал — в музее под открытым небом домику найдётся достойное место. Но музеи предложением не заинтересовались, а быть может, не захотели возиться. И вот на днях студенты взялись за дело. Им хоть что-то спасти удастся.

"Мы все это сейчас соберем, повезем в наше учебное заведение и будем пробовать реставрировать, учить детей, как это делается. Какими инструментами можно вырезать вот такие узоры", — говорит мастер производственного обучения ИТАС Максим Абдуллин.

Уцелело, конечно, не всё. Но реставраторы говорят, и то, что дожило до наших дней, для них- ценность. И горизонтальные наличники, и подзоры карнизов, и боковые элементы, и навершия- их ещё называют "кокошники".

"И буквально, в нескольких метрах — еще один представитель ходящей старины Иркутска. Когда-то это была роскошная купеческая усадьба, а теперь полусгоревшие руины", — говорит корреспондент Елена Малышкина.

Дом на Рабочего штаба, 73. Сегодня он в перечне выявленных объектов культурного наследия Иркутской области, а еще недавно на всех онлайн-картах был обозначен просто: нежилой аварийный муниципальный дом. Действительно, как жить там, где и крыши-то нет. Последний раз пожар тут был в марте 2016-го, но говорят, до этого дом горел восемь (!) раз. Но примечательно, что огонь так и не смог уничтожить всю красоту деревянного зодчества.

"Какая-то память от прадеда все-таки, смотрит на меня икона, а я иногда на икону", — говорит житель Иркутска, правнук Владислава Рачкевича Сергей Хныкин.

Этот образ Христа Спасителя достался Сергею в наследство от прадеда Владислава Рачкевича. Ещё сохранилось старинное зеркало и шифоньер от венского гарнитура. И внимательно, из своей мастерской следит за прохожими Сергей Хныкин. От непрошеных гостей, от вандалов и поджигателей охраняет обе усадьбы. Бережет то, что осталось. Вот на днях, говорит, тут ходил незнакомый мужчина. Фотографировал обе усадьбы, для чего? Объяснить отказался.