НАТО не стоило расширяться на восток: о чем Макрон говорил с европейскими лидерами
Чередой международных саммитов закончилось председательство Франции в Евросоюзе. Финальным аккордом – по крайней мере для французского зрителя – стал фильм о последних четырех месяцах международной политики президента Эммануэля Макрона, о его попытках выступить миротворцем и о том, как из этого ничего не вышло. В чем, конечно же, исходя из выводов автора картины, виноваты русские.
Но начинается фильм с того, что французский президент понимает и озвучивает истинные причины нынешнего кризиса: не надо было НАТО расширяться на восток.
"У нас не получилось создать хорошую коллективную организацию после падения Берлинской стены. Мы не смогли переосмыслить суть НАТО после этого события. В восприятии русских альянс не должен был расширяться на восток. Это повлекло за собой огромное недоверие. Нужно осознавать, что мы не создали условия для того, чтобы преодолеть это недопонимание", – говорит Макрон в фильме "Президент, Европа и война" на телеканале France 2.
Впрочем, главная особенность, совсем не типичная ни для французского телевидения, ни для международной практики и дипломатического этикета, – съемка телефонных разговоров Макрона с мировыми лидерами, в частности, его личная беседа с президентом РФ Владимиром Путиным за четыре дня до начала спецоперации. Были ли в курсе главы государств – большой вопрос, который автор, разводя руками, перенаправил в Елисейский дворец. Снимал он в комнате советников, которые слушают разговор президентов за круассанами с чашкой кофе и отправляют по ходу беседы подсказки Макрону.
– Ты знаешь мою приверженность диалогу и решимость его продолжать. Сначала я бы хотел узнать твое видение ситуации, а после скажи мне прямо, как мы это оба делаем, каковы твои намерения. Потом я хочу понять, есть ли еще какие-то разумные действия, которые можно предпринять, и что я могу тебе еще предложить, – говорит французский лидер.
– Ну, что сказать? Ты и так все это видишь, что происходит. И ты, и канцлер (ФРГ Олаф Шольц – ред.) мне сказали, что, значит, (президент Украины Владимир – ред.) Зеленский готов к каким-то конкретным шагам, что он подготовил какие-то законопроекты по выполнению минских соглашений. 17 февраля господин Зеленский заявил, что минские соглашения – я цитирую – "составлены так, чтобы мы изначально были в проигрышной позиции". То есть уважаемый коллега, господин Зеленский, на самом деле ничего не делает. Он вас обманывает. Ну, наверное, ты слышал, заявил вчера, что считает: Украина должна вернуться к ядерному статусу, – ответил на это Путин.
Следом Макрон звонит западным лидерам. Выясняется, что воевать за Украину никто не хочет.
– Мы должны договориться о том, что мы будем делать, потому что, я думаю, мы выглядим слабыми и, в конце концов, он получит то, что ему нужно. Нам нужно найти способ остановить его, – говорит премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
– Я думаю, во-первых, мы сейчас утверждаем первый пакет санкций. Я думаю, что это хорошее начало… Давайте все будем откровенными, никто из нас не был и до сих пор не готов отправить на Украину наши войска, – отмечает Макрон.
Зеленский в этот момент просил Макрона остановить Путина, придумывал байки о тысячах погибших гражданских в первую же ночь спецоперации и о том, что российские военные совершают набеги на магазины по всей стране, чтобы раздавать потом награбленное под видом гуманитарной помощи. Он требовал от Макрона взять Украину в ЕС. Главный дипломатический советник французского президента в кулуарах говорил, что в таком виде принимать ее нельзя, страна очень далека от европейских стандартов, да и власть там погрязла в коррупции. Решили ответить России санкциями, хотя и понимали, что их набор весьма ограничен. Вот, к примеру, советник Шольца Йенс Плетнер рассказывает о том, почему Германия не может отказаться от российского газа
"Что касается газа, если бы речь была о том, чтобы платить больше, можно было бы это обсудить, мы не скряги. Проблема в том, что его нет! Нет достаточных объемов, которые можно направить в существующие свободные хранилища и подписать контракты. Катар уже заключил долгосрочные контракты на годы с Азией, у них нет свободного газа, чтобы продать его нам", – сказал советник Шольца.
С тех пор принято шесть пакетов санкций, отключены банки, разорваны торговые связи, но рубль лишь укрепился, а евро падает, инфляция в ЕС каждый месяц бьет рекорды. Немецкие политики назло России стали меньше мыться и готовы мерзнуть зимой, простые люди бросились закупать дрова, стоимость топлива перешагнула отметку в два евро, свет становится непомерно дорогим, а Путину все равно, сетовал Шольц Макрону по-английски во время их очередного созвона.
– После того, как я поговорил с Путиным, лучше не становится. Один из аспектов, который меня поразил больше всего из разговора – он ни разу не жаловался на санкции. Я не знаю, было ли так же во время твоей беседы, но он вообще не коснулся этого вопроса, – говорит немецкий канцлер.
– Такая же ситуация, – отвечает Макрон.
Европейцы пошли еще дальше на поводу у Вашингтона и отказались от нефти. Положение ЕС от этого стало еще тяжелее, потому то Макрон, позабыв про журналистов на саммите "Большой семерки", подбежал к президенту США Джозефу Байдену и попытался его образумить: свободной нефти тоже, оказывается, на рынке нет. New York Post не скупится на резкие выражения в адрес президента США.
"Встреча "Большой семерки" в Германии напомнила приписываемую Марку Твену остроту: "История не повторяется, но рифмуется". Этот саммит следует признать худшим со времен японского в 1979 году – тот тоже состоялся на фоне глобального энергетического кризиса и усугубляющейся инфляции. Еще один общий мотив, хотя прошло целых 43 года, – спятивший американский президент. Эммануэль Макрон попытался мягко образумить президента Байдена, который – такое чувство – пытается повторить все политические ошибки Картера", – написало издание.
Свою лепту в наказание России внес президент Финляндии, который заявил, что больше не будет играть с Путиным в хоккей, как это делал 10 лет назад. В Кремле парировали: партнеров для игры у президента хватает. Не вышло у Хельсинки по-быстрому вступить в НАТО назло России. Хотя, как рассказал глава МИД Финляндии, прорыв в снятии турецкого вето случился в Мадриде не на переговорах, а во время кофе-брейка. Правда, теперь Анкара требует выдачи граждан, которые в Европе получили политическую защиту, на что ни Финляндия, ни Швеция идти не хотят. В таком случае турецкий парламент угрожает не дать добро на расширение НАТО, а без этого новыми членами две страны стать не смогут.
Реального расширения ЕС в перспективе тоже не предвидится: странам-кандидатам выдали список требований, после выполнения которых только начнется многолетний переговорный процесс. Впрочем, это уже забота Чехии, куда прилетела глава Еврокомисии Урсула фон дер Ляйен. Прага на ближайшие полгода после Франции становится председателем в ЕС.