"Опять заберут воевать": украинские пленные не спешат домой
47 человек сейчас находятся в больницах республики. Это мобилизованные граждане ДНР и ЛНР. В украинский плен попали еще весной. И вот спустя три месяца тяжелых испытаний такой долгожданный звонок родным.
Важнейшее событие недели. Взаимный обмен по прямому указанию президента – ради сохранения жизней и здоровья военнослужащих. 144 человека с каждой стороны. Домой вернулись и российские военные, в их числе двое летчиков, и бойцы народных республик.
Их таскали по тюрьмам от Полтавы до Николаева и Киева. Донецким и луганским военнослужащим на той стороне грозила тюрьма. За измену родине, то есть Украине.
Каждый признается: знал, что обязательно вернется домой. Говорят спокойно, без эмоций. Истории похожи. Мобилизация, короткий бой и плен. Самыми сложными были первые недели.
Они тоже хотят домой, но вернуться пока не могут. Бывшие украинские военные. Нацгвардия, морская пехота, территориальная оборона… Сдались в плен союзным силам еще в марте. И вот четвертый месяц работают в больнице Мариуполя. Санитарами.
Палаты переполнены, люди лежат в коридорах, обострение хронических заболеваний после нескольких недель в подвалах. Всего здесь около 500 пациентов, и каждому нужен индивидуальный подход.
Алексей просит не называть фамилии – дома, в Сумской области, остались родители. Говорит, в армию идти не хотел.
Сумы, Харьков, Николаев, Мариуполь… Младшему – 18, старшему – 24. В плен попали еще в марте.
Восьмичасовой рабочий день, трехразовое питание, регулярные звонки домой. В общем, на условия не жалуются.
В руководстве больницы ими довольны. Одного даже официально оформили на работу и выплачивают зарплату – около 10 тысяч рублей в месяц. С остальными сложнее – нет документов. О будущем стараются не загадывать.
А пока в республике продолжаются боевые действия. Украинские артиллеристы ежедневно накрывают минами и снарядами жилые кварталы.
Под огнем Донецк, Горловка, Макеевка и Ясиноватая. Союзные силы укрепляют свои позиции на авдеевском и угледарском направлениях. Артиллерия работает на подавление огневых точек.
Освобожденных донецких военных тем временем уже ждут дома. Скучают по близким, конечно, и бывшие украинские военные. Но возвращаться домой не спешат. "Зачем? Чтобы опять забрали воевать? Нет!" – говорят они.
Они просят называть их не пленными, а волонтерами. Работа в больнице для них – возможность помочь людям.