В пространстве "ГЭС-2" открылся обновленный проект "Настройки"
Дом культуры "ГЭС-2" подготовил новый проект "Настройки-2". Организаторы не только расширили звуковую палитру, но и дополнили ее визуальным искусством. Об особенностях такого диалога – Василий Алексеенко.
Пространство "ГЭС-2" зазвучало по-новому. К звуковым инсталляциям, созданным для первого проекта "Настройки", добавилось три новых. Их звуковой облик каждый день меняется. С помощью компьютерных технологий мелодия перестраивается, становится бесконечно вариативной и непредсказуемой. "Здесь очень важна география, потому что Бушуев – москвич", – пояснил куратор музыкальных программ Дмитрий Ренанский.
Днем и вечером здесь слышны разные инсталляции. С утра в самом большом пространстве здания, которое называется "проспект", звучит работа нижегородского композитора Марка Булошникова.
"Она звучит шесть часов, и это музыкальная инсталляция, звуковой облик которой постоянно меняется, как меняется игра света, солнечные зайчики, которые оживляют пространство проспекта", – добавил Дмитрий Ренанский.
"Настройки-2", как и положено порядочному сиквелу, предлагает новый поворот сюжета первой части проекта. К звуковым инсталляциям добавилось абстрактное искусство, которому удалось максимально приблизиться к принципам построения музыкального произведения. Выставка, построенная в "хрестоматийном" формате, рассматривает разные стратегии беспредметной живописи: начиная от полотен Давида Бурлюка или Василия Кандинского, сравнивавшего науку художника с работой композитора, и заканчивая поисками современных творцов.
"Очень интересные у нас работы представлены. Например, американских художников Лиз Дешен и Вейд Гайтона. Это так называемая постживописная абстракция, когда художники буквально делегируют производство самого изображения машинам. Например, Вейд Гайтон просто прокатывает огромные холсты через широкоформатные принтеры, и мы видим это темное пространство отпечатка без каких-либо предметов", – рассказал куратор выставочной программы Андрей Василенко.
Схожие процессы можно проследить и в скульптуре. Отказываясь изображать фигуру реалистически, художники обращаются к архаическим мотивам Африки и Океании, пробуют новые материалы и создают гибридные объекты. Такова работа Джузеппе Пеноне "Шипы акации – ладонь": отпечаток человеческой руки инкрустирован настоящими шипами акации.
"Эта работа повествует о тактильном измерении, потому что сам момент акации, как чего-то опасного, но при этом повторяющего рисунок ладони. Здесь важно увидеть эту связь между человеком, природой", – отметил Андрей Василенко.
Еще один вариант абстрактного эксперимента – образы на грани видимости. Работы Сары Чарсворт не черно-белые эскизы, а полноцветные, но сильно пересвеченные фотографии. А этот зеркальный объект, созданный Лиз Дешен, – фотограмма: изображение, полученное фотохимическим способом, но без применения фотоаппарата.
"На ней нет изображения, но при этом она вбирает в себя изображение всего вокруг: пространства выставки, людей, которые ходят, это как бы зеркало. В этом смысле отсутствие, наоборот, говорит о том, что любое отсутствие – это некий универсум, из которого родится новое", – пояснил Андрей Василенко.
Последняя глава выставки посвящена практикам коллективного жеста, в которых изображение встречается со музыкой. Друг другу противопоставлены две работы. В фильме "Ода" Виктора Алимпиева деятельность коллектива нелепа, хаотична и лишена смысла. На картине Энрико Давида "Весна священная" схематичные женские фигуры образуют стройный и ритмичный хоровод. Какая из работ больше напоминает реальную жизнь, решать зрителю.